Прямой эфир Новости спорта

Яхта, комплекс с кафе и конюшней: сенатор перечислила активы, которые покупают и содержат квазигоскомпании

Систематическое финансирование квазигоскомпаний из бюджета не мотивирует их к рациональному использованию средств, отметила Ольга Перепечина.

Управление активами в квазигоскомпаниях не всегда способствовало преумножению национальных ресурсов и росту благосостояния, отметила сенатор Ольга Перепечина на заседании верхней палаты парламента.

"Результаты инвестиций портфельных компаний в отдельные проекты практически сведены к нулю. К примеру, в АО "НК КТЖ" неокупаемые проекты занимают 75% от всех реализованных проектов, это 12 из 16", – сказала сенатор.

По её мнению, систематическое финансирование субъектов квазигосударственного сектора из бюджета не мотивирует их к рациональному использованию средств.

"Имеется практика привлечения сторонних организаций для оказания консультационных услуг при наличии в штате соответствующих специалистов. При этом отсутствуют единая методология и расчёты стоимости ставок консультантов и других затрат", – сказала Ольга Перепечина.

Она отметила, что необходимо регламентировать лимиты таких административных расходов.

"Есть вопросы по наличию на балансе субъектов квазигоссектора непрофильных активов (моторная яхта, спортивно-оздоровительный комплекс с лыжными трассами, кафе, гостиницей, конюшней и другой инфраструктурой) с затратами на их приобретение и содержание, которые не приносят коммерческой выгоды", – сказала сенатор.

Эффективности квазигосударственного сектора в вопросе управления портфелем необходимо дать оценку, считает сенатор.

По данным Счётного комитета, что в 2020 году поступления от приватизации составили 609 млрд тенге, где на субъекты квазигоссектора пришлось 80% от всех поступлений. В Национальный фонд фактически поступило только 7% от суммы продаж. Счётный комитет связывает это с предоставленным правительством правом субъектам квазигоссектора направлять средства на погашение их внешнего и внутреннего долга. При этом на 1 января 2021 года долг увеличился к уровню 2019 года на 2 трлн тенге и составил рекордные 38,1 млрд долларов.

Руководству фонда "Самрук-Казына" также задали вопрос о судьбе ТОО "Объединённая химическая компания". За 2020 год в компании установили финансовые нарушения на 1 млрд тенге, неэффективное управление активами на 50 млрд тенге, экономические потери на 7,6 млрд тенге. Председатель правления фонда Алмасадам Саткалиев отметил, что в компании сменилось руководство, изменены подходы к стратегии её развития. 

"817 млрд тенге только в 2020 году выделено компаниям квазигоссектора. В 2020 году, который был очень сложным для всех нас, страны, не хватало денег, деньги шли из Нацфонда, за счёт заимствований. В этих условий Счётный комитет выявил нарушения на 300 млрд тенге. Ну, соотношение, согласитесь, не очень хорошее. Речь, наверное, не идёт о злостном злоупотреблении, но есть, возможно, какие-то коррупционные моменты. Наверное, нужно посмотреть механизм и процедуру получения квазигоссектором бюджетных денег. Такое ощущение, что очень легко компании квазигоссектора получают бюджетные деньги. А есть вопросы по их использованию", – сказал председатель сената Маулен Ашимбаев.

Он также отметил, что необходимо рассмотреть вопрос привлечения к ответственности руководителей компаний за финансовые нарушения.

"Заменён первый руководитель Объединённой химической компании, но, как мы понимаем, эти нарушения тянут на уголовную статью. Была ли какая-то ответственность, уголовная, административная, и не только в этой компании, может быть, и по другим нарушениям, выявленным Счётным комитетом. Какая ответственность? О ней мы тоже не слышим, кроме смены руководителя", – сказал Ашимбаев.

Новости партнеров