"Когда комитет по защите прав потребителей говорит о том, что нам надо вернуть внезапные проверки, в данной ситуации не стоит вопрос отказа от профилактики. Мы это обсуждали и сказали: давайте посмотрим, в каких случаях и как можно сделать. Возможно, надо вносить изменения, исключения. Бизнес-сообщество тоже понимает, что, может быть, есть смысл не предупреждать заранее. Если где-то они камерально выявили возможное нарушение или кто-то, допустим, сообщил, что в больницу кто-то попал, они могут идти на внеплановые проверки. То есть, когда есть определённые основания. И тогда не надо заранее предупреждать и надо приходить, чтобы не смывать следы преступления. В данном случае это да, оправданно", - рассказала в интервью informburo.kz заместитель председателя правления палаты Гульнар Курбанбаева.

По её словам, нужно внести предложение по соответствующим нормам в законодательство.

"Думаю ,что да, предложим эти нормы. Но в каком виде? Это зависит от того, как мы согласуемся в позициях. Любая норма не должна быть ни ущербной, ни неэффективной. Ни для государства, ни для бизнеса. Норма должна работать правильно. Если она объективна, если она правильна, то так оно и будет", - пояснила она.

"В ближайшее время заходит закон "О 50-процентном сокращении разрешений", по указу Главы государства. Возможно, нам удастся как-то с этой нормой зайти и убедить депутатов, а депутаты выйдут с соответствующей законодательной инициативой. Там могут появиться поправки. Может быть таким образом. Я предполагаю, как вариант", - добавила она.

Также она отметила, что нельзя, ссылаясь на действующую систему проверок в стране, оправдывать несвоевременность реагирования на нарушения.

"Глава государства, он довольно тщательно продумывает каждое своё решение. Решение отказаться от плановых и перейти к новой системе проверок – это нормальный подход. Давайте просто научимся его использовать", - уточнила Курбанбаева.

Она добавила, что по сути дела все хотят вернуться к плановым проверкам и к возможности работать по-старому.

Но, если произошло отравление, достаточно выявить, что причина была у вас - тогда вас просто не будет на карте

"Просто использовать проверку, как дубинку - мы против. Не это решает задачу. Воспитывать надо общество, предпринимателей, чиновников. И делать такие формы организации работы, чтобы это действительно работала. Заграницу возьмите, к примеру. Там никто с утра до вечера не ходит и не берёт эти смывы. Но, если произошло отравление, достаточно выявить, что причина была у вас - тогда вас просто не будет на карте, вас нет в реестре, вас нет нигде. До свидания, называется. Вот так я согласна. Да, если ты нерадивый, себе позволил такие вещи, тогда, до свидания", - пояснила свою позицию она.

Курманбаева считает, что контроль не решает проблему в этой сфере и в НПП согласны с тем, чтобы упразднить обязательность предупреждения о посещении субъекта предпринимательства для поверки.

"Но что при этом думает комитет по защите прав потребителей? Для меня пока вопрос. Вроде так рамочно согласились, что это важно делать. А как это будет выглядеть в норме, мы ещё будем обсуждать", - говорит Курбанбаева.

Заместитель председателя правления НПП также выступила за ужесточение наказания за сознательные нарушения в сфере общепита.

Самое смешное будет, если врач, который давал липовую санитарную книжку, завтра сам отравится

"Более того, мы за ужесточение наказания в случае если это сознательные такие конкретные нарушения. Мы за ужесточение в какой -то мере контроля. То, что мы сейчас оговорили уже. Может быть, нужно очень серьёзно заняться тем, как выдаются санитарные книжки. Нельзя в таких случаях обманывать. Самое смешное будет, если врач, который давал липовую санитарную книжку, завтра сам отравится", - рассказала она нам.

Она добавила, что НПП придерживается позиции против лжеработы, лжеразрешений.

"В этом смысле все, кто заслуживает наказания, должны получить. Это могут быть и санитарные врачи, и ветеринарные врачи, и лаборатории, которые дают сертификаты, и продавцы, и производители продукции, и производители, работающие в системе общепита. Каждый из них может быть потенциальным виновником того или иного случая отравления", - добавила она.

Помимо этого зампред НПП напомнила, что проверки являются прямой обязанностью комитета по защите прав потребителей, а также отметила, что штат комитета в части санэпинадзора, в лучшем случае в год сможет охватывать только 15-16% контролируемых субъектов.

"Поэтому рваться тотально - всё, хочу контролировать, при всём желании не скушают. Они могут контролировать одну шестую часть. И в любом случае, пять шестых останется вне контроля. Следовательно, не контроль панацея от отравления, а общество. Это наше отношения к ним, всего населения", - подытожила она.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter