В Казахстане на уровне регионов есть пробелы с воплощением в жизнь реформ, которые проводит Правительство. Это можно объяснить тем, что и частный сектор, и государственные органы едва успевают за изменениями, и в итоге некоторые их положения стали лучше "на бумаге", но на практике реализованы не были. Об этом говорится в докладе Всемирного банка по субнациональному рейтингу Doing Business.

Эксперты финансовой организации объяснили пробелы на конкретных примерах. Так, на портале "Электронного правительства", где можно зарегистрировать компанию, добавили возможность открыть банковский счёт через интернет и оформить обязательное страхование работников от несчастных случаев.

Но на практике предприниматели продолжают лично ходить в банк для предоставления образцов подписей и печати компании. Это происходит несмотря на то, что требование о предоставлении печати компании для открытия счёта отменили в 2015 году, а в 2018-м поправками в Предпринимательский кодекс запретили финансовым учреждениям требовать образцы печати.

Также через электронное правительство с января 2018 года три страховые компании предлагают свои услуги, но к концу прошлого года этой функцией не воспользовался ни один предприниматель.

В этой связи, считают во Всемирном банке, Казахстану нужно контролировать темп реформ в сфере предпринимательства, чтобы избежать путаницы среди исполняющих органов и самих клиентов. Для этого проводимые реформы и новшества в законодательстве следует разъяснять через информационные кампании. А сотрудники госорганов, работы которых изменения касаются, должны проходить специальное обучение.

"Если сами сотрудники с трудом справляются с быстрыми изменениями в законодательстве и не могут объяснить новые правила, предприниматели могут решить, что на всякий случай лучше выполнять и старые, и новые требования, что лишает смысла саму цель оптимизации регулирования", – отмечается в докладе.

К примеру, был принят закон, который отменяет трёхэтапную процедуру получения технического паспорта для новых зданий. По новым правилам достаточно одного этапа в местном ЦОНе, поскольку технические характеристики здания вводятся в государственную базу данных "Регистр недвижимости". На практике предприниматели продолжают запрашивать техпаспорта, а госорганы – их выдавать. Дело в том, что этот документ всё ещё нужен для других целей, помимо регистрации прав на недвижимое имущество.

"Соответственно, предприниматели сейчас выполняют как старые, так и новые правила получения разрешений на строительство, что привело к появлению дополнительной процедур, и сделало процесс более обременительным. Повсеместно, особенно в малонаселённых, удалённых регионах, отмечается отсутствие согласованных информационных и обучающих мероприятий по новым реформам", – отмечается в субнациональном рейтинге Doing Business.

Это особенно затрагивает те сферы, где реформы идут высокими темпами: например, в сфере регистрации предприятий. В документе Всемирного банка говорится, что после внесённых в 2018 году изменений государственные служащие чувствовали себя "недостаточно подготовленными", чтобы давать разъяснения по открытию банковского счёта на портале электронного правительства.

Также в банке считают, что местным исполнительным органам следует больше работать над решением проблем, которые могут сдерживать развитие бизнеса.

"У Казахстана есть впечатляющие достижения по реализации реформ на национальном уровне, но представителям местной власти в регионах необходимо работать за рамками национальных программ и устранять различные помехи, препятствующие ведению бизнеса, на региональном уровне", – говорится в субнациональном рейтинге.

Примерами здесь могут служить Алматы и Павлодарская область. В последней была создана площадка Open Pavlodar для оказания услуг предпринимателям и другим гражданам. По примеру Южной Кореи, Японии и Грузии в Павлодаре в конце 2019 года планируется открытие Дома инвестора, который будет оказывать услуги потенциальным инвесторам по принципу "одного окна".

Сам субнациональный рейтинг лёгкости ведения бизнеса охватил 16 регионов страны – все, кроме Туркестанской области. Эксперты замеряли четыре показателя: открытие предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к электрическим сетям и регистрацию собственности. Лучшим в обзоре регионом стал город Алматы, последнюю строчку заняла Жамбылская область.


Субнациональный рейтинг Doing Business 2019

Субнациональный рейтинг Doing Business 2019

Всемирный банк составляет субнациональный рейтинг совместно с Правительством страны для отслеживания изменений в предпринимательской среде. Делают это, в том числе, потому, что в ежегодном глобальном отчёте, где Казахстан занял 28-е место, страна представлена только городом Алматы.

В других регионах страны ситуация по регулированию бизнеса может сильно отличаться. Чтобы знать, какие проблемы есть у предпринимателей на местах, рейтинг составляют в региональном разрезе.

Предыдущий такой доклад презентовали в 2017 году. Тогда обзор проводили только в восьми регионах Казахстана: Астане и Алматы, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областях.

Тогда лучшим также был признан город Алматы, а столица расположилась в конце рейтинга. Однако показатели по разным регионам разнились: хотя Актюбинская область заняла второе место в итоговом рейтинге, там было сложнее всего открыть бизнес. При этом в Астане, согласно обзору, было проще открыть предприятие, но сложнее подключить его к электрическим сетям и зарегистрировать собственность.

Эксперты Всемирного банка отмечали, что более высокий совокупный рейтинг регионы имели по показателям, в которых местные органы власти имеют наибольшую автономию при регулировании. Это касается получения разрешений на строительство и подключения к электрическим сетям.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter