Автолюбители хватаются за головы и отчаиваются, заводя двигатель своей машины. Владельцы АЗС, словно сговорившись, едва ли не каждый день поднимают стоимость одного литра бензина на 1 тенге. В целом по стране рост цен составил уже почти 15 процентов. Подтверждают это и официальные данные, приведенные Агентством по статистике. Так в течение сентября бензин стал дороже на 8,6 процента, дизельное топливо – на 4,5 процента.
Пользующийся популярностью у владельцев подержанных иномарок бензин АИ-92 в Алматы в течение последней недели вырос с 69 тенге до 72-х. Желающих залить полный бак становится все больше.
Владельцы АЗС во всем винят исключительно перекупщиков, которые, в свою очередь, пожимают плечами и называют стоимость одного барреля нефти. И делайте выводы, так сказать….
Уроки экономии министра
Правительство, которое негласно уполномочило на все вопросы отвечать министра энергетики и минеральных ресурсов Владимира Школьника, ссылается только на мировые цены на нефть.
– В Европе стоимость 1 литра бензина приближается к 1,5 евро, в Штатах выше трех долларов за галлон, т. е. повышение в два раза. У нас в Казахстане этого не произошло по ряду причин и прежде всего потому, что правительство принимает самые энергичные меры, чтобы сдержать рост цен, – сообщил Владимир Школьник в интервью «31 каналу».
Его дальнейшие заявления призваны были, видимо, вызвать улыбку. Но вот с ценой бензина АИ-92 в 72 тенге за литр автовладельцам было почему-то не до смеха.
– Пересаживайтесь на маленькие «Тойоты» и «Запорожцы», – по-дружески посоветовал министр.
Но вот о том, что правительство принимает все меры для удержания цен, Владимир Школьник больше не говорил. Осознал, видимо, что погорячился с такими заявлениями.
– Не покупайте этот бензин. Тогда производители снизят цены, раз мы строим рыночные отношения, – сказал он на пресс-конференции в рамках выставки «Киоге-2005».
И на машинах не надо ездить. Автоматически решаем проблемы загруженности городских улиц и необходимости ремонта дорожного полотна.
Впрочем, осеннее подорожание бензина, которое связывают с уборочной кампанией, – явление уже предсказуемое. И если владельцы АЗС все же объясняют такое повышение цен именно уборкой урожая, то Владимир Школьник посчитал, что городской житель не пострадал от этого вовсе. Дескать, самый «ходовой» бензин АИ-80 подорожал за год всего на 5 процентов. «Мы удержались за счет того, что на нефтеперерабатывающих заводах в этом году переработали более 10 млн тонн нефти. Мы создаем такие условия, когда предложение бензина превышает спрос», – цитировали министра энергетики и минеральных ресурсов различные СМИ.
Между тем три нефтеперерабатывающих завода нашей республики открестились от ценообразования на бензин целиком и полностью.
– Нам нефть привозят, мы ее перерабатываем, и ее у нас забирают, – сказали нам на Павлодарском нефтеперерабатывающем заводе.
Не торгует напрямую нефтью и Шымкентский завод, принадлежащий компании «ПетроКазахстан». Этим занимаются фирмы-посредники. Вот и выходит, что на внутреннем рынке реализуется преимущественно бензин, который завозят из России и Китая. Погорячился что-то Владимир Школьник, похваставшись заслугами правительства в бензиновом вопросе.
Никто не при делах
Представители многочисленных алматинских АЗС лишь пожимают плечами и продолжают повышать цены на бензин. При этом от объяснений чаще всего норовят уклониться.
– Это политика такая, вам никто ничего не скажет, – категорично ответили нам в Oil Tanker.
Ответы и остальных автозаправочных станций сводились примерно к следующему: «Цены на нефть растут», «Перекупщики стали привозить топливо по завышенным ценам», «От нас ничего не зависит, осенью всегда происходит повышение цен».
– Рост цен на бензин – это мировые тенденции, с которыми мы ничего не можем сделать. Мы закупаем нефтепродукты по рыночным ценам. Нефть, которая добывается у нас, по большей части идет за границу по международным контрактам, и лишь небольшое количество поступает на внутренний рынок. И этого количества не хватает, – высказал свою точку зрения первый заместитель генерального директора АЗС «КМГ-Алатау» Мурат Боранбаев.
Однако высказал возможность того, что в будущем стоит ожидать урегулирования ситуации с таким ростом цен.
– Сейчас же идет уборочная кампания, в соответствии с которой все силы брошены на обеспечение топливом сельхозпроизводителей. Но уже последние отгрузки вроде закончены. И мы ждем понижения цен! – говорит Мурат Советаевич.
Поспешил он опровергнуть и то убеждение, что АЗС как наиболее заинтересованным лицам рост цен на руку. И, возможно, как раз владельцы заправок и договариваются о повышении стоимости.
– С каждым повышением цены падают объемы потребления. Денежная масса, конечно, увеличивается, но нет должного объема реализации. Мы в этом случае выступаем как простые потребители, – уверяет Мурат Боранбаев. И задает риторический вопрос, который мучает многих жителей. – Какой смысл накануне выборов повышать цены на бензин?
Выдержит ли коридор?
Возникает резонный вопрос: почему все чуть ли не хором декламируют, что причина сложившейся ситуации – мировые цены на нефть? Кому может быть выгодно повышение цен на бензин, и стоит ли задумываться о сговоре перекупщиков бензина, которые и создают искусственное удорожание?
Экономисты объясняют такую зависимость от мировых цен тем, что большая часть добываемой у нас нефти продается за рубеж.
– Нефть в основном принадлежит иностранцам, – прокомментировал ситуацию президент Института развития Казахстана, доктор экономических наук Магбат Спанов. – Пока будут расти цены на нефть на мировом рынке, будут расти цены на бензин, и правительство не сможет их остановить.
В условиях, когда казахстанскими компаниями добывается лишь около 16 процентов казахстанской нефти, а остальные 84 процента добычи приходятся на иностранные компании, выбирать не приходится. Они самостоятельно решают, куда им продавать свою продукцию и заботиться о внутреннем рынке нашей республики вроде как и не должны. Выходит, что правительство расплачивается за многочисленные контракты с иностранными инвесторами, принося в жертву интересы местных потребителей.
– Нефтедобывающие компании будут отстаивать прежде всего свои интересы. А им сейчас гораздо выгоднее экспортировать нефть по высоким ценам. А на внутренний рынок завозят бензин из России уже по той стоимости, которую диктуют поставщики, – говорит директор Центра анализа общественных проблем, экономист Меруерт Махмутова.
Подумать о внутреннем рынке должно правительство. И, казалось бы, единственное, что оно может сделать, – это ввести ограничения на экспорт и попытаться сдержать уровень инфляции.
– В целом я не сторонник того, что живем под лозунгом «Даешь снижение инфляции!» Вот, например, растут же цены на бензин, что и дает показатели инфляции, которую искусственно пытаются остановить, – говорит Меруерт Махмутова. – Были прецеденты, когда добывающие компании были вынуждены реализовывать свою продукцию на внутренний рынок по более низким ценам. А в итоге вся продукция шла не сельхозпроизводителям, для которых это делалось, а реализовывалась по завышенным ценам.
И, видимо, наученное горьким опытом правительство в этот раз решило не вмешиваться, предоставив возможность ситуации развиваться стихийно.
Правда, загвоздка, которая может возникнуть, – это уровень инфляции, который в 2005 году прогнозировался в пределах 6 – 6,5%. Официально установленный коридор инфляции на 2005 год – от 4, 9 до 6, 5%.
Еще в начале года Агентством по статистике прогнозировался рост цен на бензин осенью, когда характерен повышенный спрос. Так в 2004 году произошло повышение цен на бензин на 14 %, на дизельное топливо – на 40 %.
– Вопрос только в размерах этого повышения, – говорила начальник департамента статистики цен и труда Нина Кривко. – Существуют и большие подозрения в том, что происходит ценовой сговор в период спроса на бензин.
Действительно ли это сговор или исключительно влияние мировой цены на нефть – никто не отвечает. Но очевидно, что с таким ростом цен на бензин неминуемо возрастут цены и на другие товары. И как результат – все социальные программы, проводимые в республике, будут задавлены инфляцией.
-
1⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 21 декабря
- 3012
- 0
- 7
-
2🔥🚒👨🚒 Баня, ресторан, автомобиль. Что горело ночью в Казахстане
- 2863
- 0
- 8
-
3✈️ Искали три дня. Все находившиеся на борту пропавшего на Камчатке самолёта живы
- 2717
- 4
- 58
-
4💵 Сколько стоят доллар и рубль в обменниках Казахстана 22 декабря
- 2707
- 0
- 6
-
5🕺👮♂️ Лезгинка водителей на проезжей части в Актау: автомобили водворили на штрафстоянку
- 2731
- 9
- 70
-
6👀🏥 Третий в Казахстане: в Балхаше открыли филиал бесплатной глазной клиники для детей
- 2576
- 5
- 36
-
7🟢 Трамп пригрозил вернуть Панамский канал под контроль США
- 1971
- 3
- 28
-
8Метели, туман и гололёд: в 12 регионах Казахстана и в Астане объявили штормовое предупреждение
- 1782
- 1
- 4