Прямой эфир Новости спорта

Внешний долг Казахстана составил почти 50% от ВВП

Совокупный размер государственного долга составил 28 трлн тенге, или 48,9% к ВВП.

Совокупный размер государственного долга Казахстана на 1 апреля 2018 года составил чуть менее 28 трлн тенге, или 48,9% к ВВП. Об этом сообщили в Министерстве нацэкономики РК, отвечая на запрос Informburo.kz.

Из них долг Правительства составляет 10 трлн тенге (17,5% к ВВП), долг нацкомпаний – 13,65 трлн тенге, долг Нацбанка – 4,2 трлн тенге, долг местных исполнительных органов – 0,13 трлн тенге.

В целом государственный долг, то есть совокупный долг Правительства, НацБанка и местных исполнительных органов, согласно полученным данным, составил 14,3 трлн тенге (или 25,1% к ВВП).

По гарантированным займам долг составляет 428,5 млрд тенге: внутренний – 8,4 млрд тенге, внешний – 420 млрд тенге.



[/image_block

Среди самых крупных кредиторов Казахстана Международный банк реконструкции и развития, Азиатский банк реконструкции и развития, а также Японское агентство международного сотрудничества (Japan International Cooperation Agenc, JICA).

"По состоянию на 1 апреля 2018 года внешние обязательства Правительства перед международными финансовыми организациям (МБРР, ЕБРР, АБР, ИБР – Исламский банк развития) составляют 6,5 млрд долларов, по еврооблигациям – 6,5 млрд долларов и перед другими иностранными коммерческими банками – 0,7 млрд долларов", – говорится в ответе Миннацэкономики.

Концепцией новой бюджетной политики предусмотрен долговой индикатор, где совокупный государственный долг не должен превышать 60% к ВВП Казахстана. По состоянию на 1 апреля 2018 года совокупный размер государственного долга составил 28 трлн тенге, или 48,9% к ВВП.



Сумма займа Казахстана у МБРР составила 1,3 трлн тенге, на втором месте АБР – 684,9 млрд тенге, на третьем JICA – 163,7 млрд тенге. Также значительную долю в структуре занимают еврооблигации – 6,5 млрд долларов.

В число других МФО, у которых занял деньги Казахстан, входят:

  • Европейский банк реконструкции и развития с займом в 201 млн долларов, Исламский банк развития – 137,7 млн долларов,
  • Саудовский Фонд развития – 553 тысячи долларов,
  • Кувейтский Фонд арабского экономического развития – 5,2 млн долларов,
  • Фонд развития Абу-Даби – 4,1 млн долларов,
  • Кредитное агентство правительства Германии – 12,4 млн долларов,
  • иностранные коммерческие банки – 200 млн долларов.

В соответствии с представленными данными общий объём долговых обязательств трёх крупных субъектов квазигосударственного сектора – АО "ФНБ "Самрук-Қазына", АО "НУХ "Байтерек" и "КазАгро" в совокупности составил 13,6 трлн тенге. Из них внешний долг составил 7,7 трлн тенге, внутренний долг – 5,9 трлн.

Долг Фонда народного благосостояния "Самрук-Казына" занимает 70% от общей суммы привлечённых займов.

"Согласно данным Нацбанка, по состоянию на 1 апреля активы Нацфонда составили 18,5 трлн тенге. Долг Правительства с учётом гарантированного государством долга и внешнего долга квазигосударственного сектора составил 18,1 трлн, что составляет 97,7% к валютным активам Нацфонда, что не нарушает установленного концепцией ограничения", – подчеркнули в министерстве.

Комментируя общее состояние внешнего долга страны, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Вячеслав Додонов отметил, что наиболее проблемным компонентом является правительственный долг, потому что он влияет на нехватку средств в бюджете страны.

"Именно он (долг Правительства – Авт.) непосредственно влияет на бюджетный процесс и увеличение расходов республиканского бюджета. И как следствие – на рост дефицита бюджета и дальнейшее увеличение долга для финансирования этого дефицита. Долг Национального банка является в большей степени техническим – соответствующие долговые инструменты выпускаются прежде всего для реализации мер монетарной политики и регулирования ликвидности банковского сектора и не несут прямой угрозы бюджетному процессу", – сказал Вячеслав Додонов.

Долг квазигосударственного сектора, по его мнению, потенциально может вылиться в бюджетные проблемы, однако на данный момент не представляет угрозы макрофинансовой стабильности, так как обременяет бюджет Нацкомпаний, а не казну государства.

Поделиться:

Новости партнеров