Министр информации и общественного развития РК Даурен Абаев в программе "Открытый диалог" на телеканале "Хабар" прокомментировал отчёт спецдокладчика ООН Клемана Ньялетсосси Вуля по казахстанскому законопроекту о мирных собраниях.
"Уверен, ряд рекомендаций будет учтён в стенах Сената Парламента. Естественно, мы дадим ответ по каждому пункту спецдоклада, я уверен, многие вещи мы снимем путём разъяснения ситуации. По некоторым позициям мы готовы спорить", – заявил министр.
Одним из спорных моментов Даурен Абаев назвал возмущение спецдокладчика запретом на ношение масок, скрывающих лицо.
Среди других замечаний спецдокладчик отметил, что несовершеннолетние не могут быть организаторами митингов.
"Грета Тунберг доказала всему мировому сообществу, что для прогула школы могут быть причины гражданского характера. Но мы не видим большой проблемы в этом. Ведь мы разрешаем несовершеннолетним участвовать в митингах, потому что подписали все конвенции и в рамках этих документов мы должны давать такое право. Государство берёт ответственность за их безопасность (детей). Но сама процедура подачи уведомления о проведении митинга требует некоторых документов, которые пока дети не имеют право подписать по закону", – сказал Даурен Абаев.
Министр подчеркнул, что во многих вопросах мы должны исходить из традиций нашего государства.
21 апреля специальный докладчик ООН по вопросу о праве Клеман Ньялетсосси Вуль обратился к президенту Казахстана. Он отметил обеспокоенность некоторыми нормами нового закона РК о мирных собраниях (перевод Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности).
"Я по-прежнему обеспокоен, что части нового законопроекта, как представляется, не соответствуют международным стандартам в области прав человека, точнее праву на свободу мирных собраний, как это гарантировано статьей 21 Международного пакта о гражданских и политических правах [МППГПП], ратифицированного Республикой Казахстан 24 апреля 2006 года. Позвольте мне заметить, что право на собрания имеет важное значение для осуществления различных прав, таких как свобода выражения, право на объединение и право защищать права человека. Кроме того, государства обязаны не только воздерживаться от нарушения прав отдельных лиц, связанных с проведением собрания, но и обеспечивать права лиц, которые участвуют в нём или интересы которых оно затрагивает, а также содействовать созданию благоприятных условий для его проведения (A/HRC/31/66 para.13)", – указал спецдокладчик Клеман Ньялетсосси Вуль.
Спецдокладчик подверг критике порядок уведомления.
"Что касается порядка уведомления, который, в зависимости от формы собрания, требует 10 или 5 дней для предварительного уведомления, я хотел бы напомнить, что процедуры уведомления должны быть предметом оценки на пропорциональность, и их целью должно быть исключительно содействие осуществлению права на свободу мирных собраний, обеспечение общественной безопасности и порядка, содействие правам других. Не следует требовать уведомления в случае собраний, которые не требуют предварительной подготовки со стороны государственных органов, например, собраний с предположительно небольшим количеством участников или минимальным воздействием на общественность (A/HRC/31/66 paras. 21 & 22). В дополнение к этому уведомительный порядок может привести к конечному результату – воспрепятствованию спонтанным демонстрациям", – отметил спецдокладчик.
Указал представитель ООН и то, что в законопроекте уведомительный порядок представляет де-факто процедуру предварительного утверждения, поскольку власти могут отказать в разрешении провести планируемое мирное собрание по очень широкому кругу оснований.
"Поэтому я хотел бы напомнить Правительству Вашего Превосходительства, что в случае, когда система уведомления создана, она должна способствовать мирным собраниям и не должна использоваться как фактическое требование о получении предварительного разрешения (A/HRC/31/66 para.28)", – отметил г-н Вуль.
Он подчеркнул, что неуведомление властей о собрании не делает его незаконным и поэтому не должно использоваться в качестве основания для разгона собрания. Это применяется к стихийным собраниям, в случае которых предварительное уведомление вообще практически невозможно или не существует организатора, которого можно было бы выявить.
"В случае неуведомления властей о демонстрации, организаторы не должны подвергаться уголовным или административным санкциям в виде штрафов или заключения под стражу (A/HRC/20/27 para.29)", – подчеркнул Клеман Ньялетсосси Вуль.
По его мнению, законопроект устанавливает различия между пикетами, собраниями и митингами, которые требуют уведомления, и демонстрациями, и шествиями, требующими разрешения.
"Свобода мирных собраний – это право, а не привилегия, и, как таковое, его осуществление не должно быть предметом предварительного разрешения властей. Что касается использования общественных мест для собраний, я озабочен очень ограничительными положениями законопроекта, в которых предусматривается, что собрания разрешены только в "специализированных местах", устанавливаемых правительством или местными парламентами (маслихатами)", – отметил спецдокладчик.
Он подчеркнул, что собрания являются таким же законным использованием общественных мест, как и торговля или движение транспортных средств и пешеходов. А пространства в окрестностях знаковых зданий, таких как президентские дворцы, парламенты или мемориалы также должны рассматриваться как публичные пространства, и мирные собрания должны быть дозволены в этих местах.
Отдельно Клеман Ньялетсосси Вуль остановился на перечне обязанностей и ответственности организатора собрания.
"Хотя организаторы должны прилагать разумные усилия для соблюдения закона и для содействия мирному проведению собрания, организаторы не должны нести ответственность за противоправное поведение других людей", – подчеркнул он.
Спецдокладчик также отметил, что законопроект предоставляет государственным служащим основания приостанавливать или прекращать собрания на основе обширного и расплывчатого перечня таких оснований.
"Я также озабочен положением в законопроекте, запрещающим ношение масок и других предметов, закрывающих лицо протестующих, поскольку и шарфы, и противогазы подпадают под эту категорию, предметы, которые могут использоваться демонстрантами, чтобы защитить себя от действия слезоточивого газа и в случаях, когда он используется для разгона протестов. Кроме того, в условиях нынешнего кризиса, связанного с Covid-19, существуют установленные законом требования носить маски в Казахстане в общественных местах. В будущем, протестующие участники мирных собраний могут захотеть носить маски для собственного здоровья или здоровья других. Я далее выражаю озабоченность, что ношение таких закрывающих лицо предметов может привести к росту уголовных санкций против использующего эти предметы, организатора или привести к разгону собрания. Хотя я допускаю, что якобы имеющееся обоснование для таких ограничений связано с содействием идентификации демонстрантов, я напоминаю Правительству Вашего Превосходительства, что такие ограничения должны быть необходимыми и пропорциональными преследуемой цели, а бланкетный запрет на использование предметов, закрывающих лицо, в контексте манифестаций может представлять априорное предположение преступных намерений", – отметил Клеман Ньялетсосси Вуль.
30 апреля депутаты Сената одобрили в первом чтении закон "О порядке организации и проведения мирных собраний в Казахстане", а также одобрили поправки в сопутствующий к нему законопроект.