Прямой эфир Новости спорта

В МОН рассматривают внедрение возможности выбора дистанционной или смешанной формы обучения в вузах РК

Все вузы в Казахстане предлагают разделить на категории, в зависимости от которых им будет предоставлена академическая свобода.

Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов после встречи с президентом Касым-Жомартом Токаевым рассказал об антикризисном плане по развитию высшего образования, который разрабатывает его министерство.

О подробностях этого плана, состоящего из трёх шагов, глава МОН написал на своей странице в Facebook.

Одним из шагов экспертная группа министерства определила вовлечение в образование представителей бизнеса и производства, иностранных преподавателей, обмен специалистами на межрегиональном уровне.

"Образование должно готовить обучающихся к реалиям рынка, максимально стараться не отставать от них. В связи с этим считаю нужным пересмотреть требования по остепенённости, штатности и базовому образованию. Не стоит задача отмены этих критериев как таковых, но они не должны ограничивать свободу вузов", – отметил министр образования и науки.

В частности, в министерстве считают, что по таким специальностям как ресторанное дело, бухгалтерия, туризм, услуги, финансы, IT, журналистика, связи с общественностью, стандартизация и сертификация требования по наличию у преподавателей учёной степени и штатность являются бессмысленными и затрудняют вовлечение специалистов-практиков в преподавание.

Другим важным пунктом экспертная группа МОН считает внедрение возможности выбора дистанционной или смешанной формы обучения в сочетании с традиционным очным обучением.

При этом министр отмечает, что выбор окончательной формы остаётся за студентом. Для полноценной адаптации дистанционной формы обучения необходимы законодательные изменения.

Второй шаг программы – это снижение финансовой нагрузки на обучающихся.

"Я уже обратился к вузам с рекомендацией не повышать стоимость за обучение, но для этого нужно создать условия для вузов", – отметил Асхат Аймагамбетов.

Третий шаг – это разделение вузов по лигам.

"МОН должен продолжать политику выявления недобросовестных вузов-"пылесосов". В то же время от жёсткой политики государственного контроля страдают и добросовестные вузы. В связи с этим было поддержано предложение по ранжированию вузов по лигам, которое ранее было озвучено на заседании НСОД", – написал министр.

Первая категория – вузы, конкурентоспособные на международном уровне. Главным критерием для них будет высокий уровень научных исследований. Такие вузы будут иметь 100% академической свободы. Освобождение от госконтроля позволит им не отвлекаться на проверки.

Вторая категория – вузы, конкурентоспособные на национальном уровне. У них будет такой же уровень академической свободы, как и у вузов первой категории. Они также будут освобождены от проверок.

Третья категория – региональные или отраслевые вузы. Они будут иметь большой объём академической свободы. Эти вузы будут проверяться только по системе оценки рисков.

Четвёртая категория – все другие вузы. Они будут подвергаться постоянному госконтролю в полном объёме, для них будут действовать многие требования и нормы в связи с низким уровнем качества и доверия к этим вузам.

"Мы считаем, что реализация этих трёх шагов позволит придать дополнительный импульс всей сфере высшего образования в нашей стране, а конкуренция, основанная на реальной эффективности образования, благодаря академической свободе улучшит качество работы вузов и, как результат, поможет стать их выпускникам ещё более конкурентоспособными, в том числе и на международном уровне. Я понимаю, что данные предложения могут быть по-разному восприняты. Но искренне считаю, что в нынешнее время необходимо принимать такие решения. Мы должны больше доверять и друг другу, и вузам, и студентам, и преподавателям. Только так можно осуществить позитивные изменения", – подытожил глава МОН.

В 2018 году был принят закон, по которому вузам была предоставлена академическая и управленческая свобода.

5 августа во время встречи Асхата Аймагамбетова с президентом Касым-Жомарт Токаев поручил министерству провести работу по дальнейшему расширению академической самостоятельности вузов.

Поделиться:

Новости партнеров