Депутаты Мажилиса одобрили в первом чтении законодательные поправки по вопросам усиления права собственности и арбитража.
"Банки могут брать комиссии за те вещи, которые в обычной практике не берут. За одни и те же действия были случаи, когда брали. Во время обсуждения банки не хотели соглашаться с поправками. Мы договорились по основным позициям, где-то доказали, что слишком много комиссий брали", – сказал министр юстиции РК Марат Бекетаев на пленарном заседании Мажилиса.
В документе предлагается исключить комиссии по счёту, связанному с выдачей кредита и его обслуживанием. Устанавливается запрет на взимание комиссий по договорам о выдаче банковского кредита, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также на зачисление долга на банковский счёт и комиссии за ведение счёта, так как эти операции являются составной частью кредитования. По ним с физических лиц не должны взиматься дополнительные комиссии.
Чтобы предотвратить искусственное увеличение долга заёмщика, предусматривается приостановление начислений банковских процентов после просрочки на шесть месяцев по ипотечным договорам.
"По залоговому имуществу – продают быстро, по низкой цене. Заёмщику это невыгодно, более справедливо по рыночной цене", – рассказал Марат Бекетаев об одной из поправок, предоставляющей право человеку самому продать квартиру по рыночной цене при требовании банков о досрочном исполнении обязательств.
Второй блок поправок касается принудительного изъятия земельных участков для госнужд. Населению его будут возмещать по рыночной цене либо давать взамен другой участок по примерно такой же стоимости.
"Поправки чётко регламентируют, как оцениваются, как реализуются эти земли. Сам факт того, что чётко регламентированы процедуры, говорит о том, что будут защищены права людей, у которых изымаются земли под госнужды", – пояснил Марат Бекетаев.
Третья группа поправок защищает права собственности во время конфискации имущества в уголовном процессе. В практике были случаи, когда у осуждённых забирали квартиры, купленные на доходы, не связанные с преступной деятельностью.
Теперь предлагается обязать органы расследования доказывать и обосновывать преступное происхождение имущества, а прокурора – проверять эти сведения.