"Вполне логично, что суды и судьи должны соответствовать самым высоким требованиям. У нас уже есть определённые наработки по совершенствованию системы отбора судей. В настоящее время ведётся их практическая проработка. Здесь очень многое зависит от сопутствующих вопросов. Финансово-экономические расчёты, изменение законодательства", - сообщил Абай Рахметулин.

По его словам, в первую очередь рассмотрен вопрос подготовки кадрового резерва в магистратуре института правосудия.

"Верховный суд убеждён, что именно специализированное обучение позволит значительно улучшить качество работы будущих судей. Однако на сегодняшний день результатом обучения в институте правосудия является лишь получение степени магистра права. Магистрант, окончивший обучение, сдаёт квалификационный экзамен на должность судьи по своему желанию. Магистр может, но не обязан, участвовать в конкурсах на занятие вакантных должностей судей. Это неправильно", - пояснил он.

Также он добавил что, основной задачей специализированной магистратуры Верховный суд считает подготовку высокопрофессионального резерва для судебной системы.

"Её конечной целью должно стать зачисление в кадровый резерв, а участие в конкурсах на занятие вакантных должностей судей обязательным. Таким образом, результатом обучения в магистратуре должен стать выпуск кандидатов в судьи. Эта практика успешно реализуется во Франции", - сказал он и добавил, что при этом предлагается поддержать рекомендацию Международной организации экономического сотрудничества и развития о переподчинении института правосудия Верховному суду.

Помимо этого он назвал основополагающий алгоритм подготовки будущих судей в специализированной магистратуре.

"21-22 года - это получение высшего юридического образования. 25-27 лет - поступление на учёбу в институт правосудия. 28-29 лет - участие в конкурсе, назначение на должность судьи с испытательным сроком от одного года до трёх лет. 30-32 года - указ президента о назначении на должность судьи. При сдаче квалификационного экзамена на должность судьи в специализированной магистратуре ввести обязательное психологическое тестирование", - отметил Рахметулин.

Также он сообщил, что в целях ужесточения квалификационных требований, предъявляемых к кандидатам в судьи, нужно пересмотреть порядок сдачи квалификационного экзамена.

"За основу может быть принят опыт Германии, где подготовка судей представляет собой многоэтапную сдачу письменных экзаменов и практическое обучение. В частности, предлагается рассмотреть вопросы введения на законодательном уровне института рекомендаций, тестирование на знание государственного языка, по аналогии с отбором кандидатов в корпус А, усовершенствование квалификационного экзамена путём включения задач, кейсов для оценки способности к правоприменительной деятельности. Предлагается ввести годичный испытательный срок для лиц, рекомендованных на должность судьи. По истечении этого срока, вопрос о назначении на должность судьи на постоянной основе в соответствии с международными стандартами, должен решаться высшим судебным советом на основе заключения судебного жюри. В качестве кардинальной меры предлагается рассмотреть вопрос о введении системы периодической профессиональной оценки деятельности", - пояснил он и подчеркнул, что при этом исключается аттестация всех действующих судей как разовая акция.

"Речь идёт о наделении судебного жюри функцией по оценке профессиональных качеств судьи один раз в пять лет, за исключением судей, имеющих судейский стаж более 15 лет, а также в случаях участия судей в конкурсе на должность судей вышестоящего суда, на должность председателя суда или судебной коллегии. Проект изменений и дополнений в конституционный закон "О судебной системе и статусе судей" по вопросам совершенствования порядка назначения на вышестоящие судейские должности, введение института карьерного планирования судей на принципе меритократии - в стадии разработки", - добавил он.

Он сообщил, что необходимо разработать отдельный государственный стандарт подготовки кандидатов в судьи в специализированной магистратуре. Помимо этого говорится об увеличении количества кредитов, выделяемых на прохождение практики, за счёт сокращения теоретической подготовки магистрантов.

"Предлагаемый срок практики в судах - один год. В течение этого времени магистрант будет помощником судьи и выполнять функции судьи без права подписи судебных актов. В текущее время действует порядок, при котором прохождение стажировки не влечёт оставление стажёром-кандидатом в судьи основного места работы. Мы планируем изменить его. То есть стажировка будет осуществляться с отрывом от основного места работы стажёра. Это освобождённая стажировка. Это необходимо сделать для более полного изучения специфики работы судов, приобретения практических навыков, эффективного использования времени кандидата и руководителя стажировки", - рассказал Рахмутелин.

Второй год обучения, по его словам, должен представлять собой практическую составляющую - стажировку по месту жительства.

"Стажировка кандидата в судьи, сдавшего квалификационные экзамены, должна проводиться на постоянной основе с выплатой в 70% должностного оклада судьи районного суда. Для оптимального использования бюджетных средств, на основе анализа динамики текучести судейских кадров проводится расчёт количества кандидатов, принимаемых ежегодно на стажировку в суды. Должна быть использована система квот при распределении численности стажёров между райсудами, с учётом их прогнозной потребности в кадрах", - уточнил он.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter