В Казахстане создан консорциум по общественному мониторингу государственного социального заказа. В него вошли представители различных неправительственных организаций, которых объединило одно: никому из них по нелепым причинам не удалось получить государственный грант.
"Госсоцзаказ – это огромные средства, – сказал глава ОО "Союз отцов" Куаныш Джуматаев. – Только по официальному сообщению Министерства по делам религий и гражданского общества, в 2016 году финансирование составило 9,4 млрд тенге. Но кто и на основании каких критериев получает эти средства, как выполняет работу – это остаётся вне поля зрения общественности".
Выдачей и контролем реализации грантов в Казахстане занимается Центр поддержки гражданских инициатив. Он был создан, в том числе, и для обеспечения прозрачности процедур.
"Недавно проводился конкурс на госгранты, которые распределялись центром. Общая их сумма составила 600 млн тенге. Конкурс проводился от имени Министерства по делам религий и гражданского общества. Итоги конкурса вызвали массу вопросов, в частности о странных организациях, которые участвовали и победили. Одна из них, например, была создана за неделю до конкурса", – приводит пример Джуматаев.
В связи с этим представители гражданского сообщества на пресс-конференции в Алматы объявили о создании консорциума по общественному мониторингу госсоцзаказа. Консорциум будет проверять распределение и эффективное использование средств, выделяемых на госсоцзаказ.
Трагикомичным опытом участия в государственных конкурсах поделился президент Ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога" Арсен Шакуов.
"Мы участвовали в конкурсе грантов Центра гражданских инициатив. Мало того что нужно было собрать кучу ненужных бумаг, в то время как за рубежом всё это делается меньше чем за неделю, так мы ещё получили отказ из-за того, что предоставили цветную копию документа", – вспоминает Шакуов.
Общественник приводит ещё один пример неэффективного распределения грантов. Лоты с названиями "Ребёнок и право" и "Ребёнок и правосудие" на деле ничем не отличаются, тем не менее финансирование получили оба.
"Почему среди лотов не представлены социально значимые проблемы, такие как детский суицид, высокая смертность на дорогах, брошенные матерями дети? Почему такие разные суммы: кому-то 2 млн, а кому-то 100 млн тенге? Как некоторые НПО умудряются выигрывать сразу по два лота? В стране модернизация 3.0, а система конкурсов – как в Советском Союзе", – высказал всё наболевшее Шакуов.
"Мы сюда не жаловаться пришли, что нам не дали денег, – внесла ясность представитель РОО Национальный родительский совет "Ата-Ана" Жанна Ахметова. – Это не только деньги, это важные рычаги. Например, если я хочу в школе провести беседы на тему ранней беременности или мастер-класс с сотрудниками МВД, мне нигде не будут хлопать в ладоши. А в случае получения гранта уже придёт указание из министерства помочь провести то или иное мероприятие".
Не обошла несправедливость при распределении грантов и общественные организации, занимающиеся правами инвалидов.
"Грант на проведение анализа текущего положения людей с ограниченными возможностями выиграла организация, где нет людей с ограниченными возможностями. А мы не прошли, – поделился президент ОФ социальных инновационных проектов "Elaman" Алмаз Ержан. – Конвенция о правах инвалидов только набирает силу в Казахстане, но в ней сказано, что проблемы инвалидов должны решать сами инвалиды. Несмотря на то что мы проиграли лот, хотелось бы предложить работать в этом направлении вместе, наши эксперты всегда готовы помогать".
Деятельность консорциума будет состоять в том, чтобы сравнивать поставленные Центром поддержки гражданских инициатив задачи и реально проведённые на государственные деньги работы. Непосредственно повлиять на другую организацию у консорциума полномочий нет, но в их силах добиться максимальной открытости при проведении конкурса и публикации отчётов грантополучателей.
"Благодаря открытости деньги будут эффективно уходить, а когда будет весь расклад, при необходимости может и прокуратура подключиться. На данный момент нет вообще никакой информации о победителях конкурсов: ни кто они, ни как собираются реализовывать поставленные задачи", – объяснила Жанна Ахметова.
Она призвала и другие НПО подключаться к деятельности консорциума.
"Наша цель – бороться с коррупцией при распределении средств и добиваться, чтобы в конкурсах участвовали реальные, действующие и способные обеспечить максимальный положительный социальный эффект организации, а не НПО-"пустышки", – заключил Куаныш Джуматаев.