Учёные обнаружили самый мощный взрыв во Вселенной за всю её историю

Этот чрезвычайно мощный взрыв произошёл в скоплении галактик Змееносца, которое находится на расстоянии около 390 миллионов световых лет от Земли.

Снимок созвездия Змееносца, сделанный при помощи радиотелескопа

Снимок созвездия Змееносца, сделанный при помощи радиотелескопа / Фото с сайта icrar.org

Астрономы, изучающие отдалённое галактическое скопление, заявили, что обнаружили самый большой взрыв во Вселенной со времён Большого взрыва, то есть её зарождения, сообщает международный центр радиоастрономических исследований.

Как предполагают учёные, взрыв произошёл в сверхмассивной чёрной дыре из-за мощного выброса энергии активного ядра галактики Змееносца на расстоянии в 390 млн световых лет от Земли.

"Мы уже видели вспышки в центрах галактик, но этот действительно очень мощный. Однако взрыв происходил очень медленно – как будто в замедленном действии – на протяжении сотен миллионов лет", – сказала одна из авторов открытия, профессор Мелани Джонстон-Холлитт из университета Кертина.

Взрыв был настолько мощным, что пробил полость в плазме кластера, окружающего чёрную дыру. Эту полость астрономы видели и ранее с помощью рентгеновских телескопов. Однако учёные изначально отвергли идею о том, что это могло быть вызвано взрывом активного ядра галактики, потому что полость была слишком огромной. Это значило, что выброс энергии должен был быть просто невероятной силы.

Открытие было сделано с использованием четырёх телескопов: телескопов обсерватории "Мерчисон" (MWA) в Австралии, гигантского радиотелескопа (GMRT) в Индии, рентгеновской обсерватории Чандра NASA и XMM-Ньютон ЕКА.

Профессор Мелани Джонстон-Холлитт отметила, что это открытие, вероятно, будет первым из многих.