Депутаты недовольны методикой начисления зарплаты учителям и директорам школ. Они предлагают изменить методику исчисления базового должностного оклада в привязке к ежегодным изменениям МРП.

Во время правительственного часа председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Гульнар Иксанова остановилась на мониторинге, проведённом Академией образования имени Алтынсарина. По её словам, результаты показали низкую обеспеченность вузов преподавателями, владеющими английским языком.

"Их всего 10%. Педагогические вузы выбирают не самые лучшие выпускники школ, и мы знаем, что это порождает слабых учителей. Низкий уровень зарплаты служит барьером, чтобы привлечь в сферу талантливую молодёжь. Например, в 2015 году среди 2 000 обладателей "Алтын белгі" только 148 выбрали специальность, связанную с образованием", – сообщила она.

Депутат остановилась также на статусе учителя. Она отметила, что одним из направлений программы развития образования и науки РК на 2016-2019 годы является повышение престижа профессии.

"Надо отметить, что в системе индикаторов показателей госпрограммы превалируют требования к уровню педагогического мастерства. Это, конечно, обосновано новыми требованиями, но они должны быть увязаны с мероприятиями, направленными на решение задач по повышению престижа учителя. Это общественно значимая роль педагога: социальное обеспечение, социальные лифты", – считает она.

По мнению Гульнар Иксановой, заработная плата учителя является основным барьером для успешной модернизации сферы.

"Средняя зарплата педагога 86 тысяч тенге, а у молодого учителя с высшим образованием она может составлять к выплате 49 тысяч тенге, учителя со средним образованием – 39 тысяч. Невелик уровень оплаты труда директоров школ, которые несут серьёзную нагрузку: они отвечают за жизнь ребёнка, у них большая нагрузка по администрированию. Но у них в зарплате вообще не учитывается фактор разного контингента школ. Одинаковую зарплату получают директора школ с численностью 300 учеников, такую же зарплату получает директора, у которых школа на 3 000 мест, к примеру", – сказала она.

Парламентарий считает, что решить вопросы возможно, если изменить методику исчисления базового должностного оклада в привязке к ежегодным изменениям МРП.

"До внедрения облачной бухгалтерии при каждом отделе образования пора бы создать уже централизованную бухгалтерию, которая бы обеспечивала все финансовые расчёты в системе образования. Это позволило бы повысить эффективность управления бюджетными средствами, особенно при возможном переходе к подушевому финансированию. С переходом на пятидневную неделю учебная нагрузка учителей начальных классов снизилась практически до 13 часов, что отразилась на уровне их зарплаты", – резюмировала она.

Министр образования и науки Ерлан Сагадиев в свою очередь отметил, что вопрос низкого уровня зарплаты учителей поднимается часто.

"В первую очередь мы отработали, что будет, если учебная нагрузка снизится с 18 до 14 часов для младших классов, с 18 до 16 часов – для основной школы и старшей школы. Этот вопрос обсуждался с директорами, они считают, что это было бы наиболее важным на сегодня. Цена вопроса – 88 миллиардов тенге в год. Это цифра Министерству финансов отдана, на 2018 год Минфин этот вопрос будет прорабатывать. Вы знаете, что есть бюджетные ограничения. Буквально неделю назад мы принимали бюджет, голосовали за него, поэтому мы все знаем, сколько денег в стране есть и на какие статьи они расходятся и должны быть израсходованы. Значит, мы этот вопрос прорабатываем, все расчёты мы сдали", – пояснил министр.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter