Понятно, для чего этот альянс создан. Не совсем понятно, по каким правилам он будет играть (законов в этой сфере у нас не так много, и они давно не отвечают реалиям дня). И за счёт чего собираются реализовать госпрограмму развития туристической отрасли на 2015-2020 годы? Если кто забыл, напомню. К 2020 году республиканский бюджет ожидает заработать на ней более 10 миллиардов долларов. При этом в 2015-2016 годах авторы документа ожидают 4,1 миллиона прибытий иностранных гостей, готовых отвалить в нашу казну 4,6 миллиарда американских тенге. В 2017-2018 – 6,5 миллиона визитов (соответственно, 7,6 млрд долларов). Ну и на третьем этапе - остальное.

Чем будем соблазнять прошенных и непрошенных гостей?

Вошь в кармане, а турист на аркане?

Согласно исследованию компании Travel.ru, в 2014 году международным туристам недорогие рестораны и кафе в СНГ понравились больше всего в Казахстане, Белоруссии и Армении – где стоимость обеда не превышала 10 долларов на одного едока. Лидер в этом списке – наш фирменный «Тайказан» с мантами, лагманом, бешем и казан-кебабом. Но не единой же едой жив турист?

Года три назад Глава государства возмутился запредельными ценами в астанинских гостиницах и ресторанах, которые отпугивают этим зарубежных гостей.

Два года назад один голландец, совершавший велопробег из Амстердама в Пекин, пожаловался в Интернете, что на ночлег и питание в Казахстане потратил в два раза больше, чем в других странах. Правда, признался, что было вкусно. Дороги и гостиницы: хоть на фасаде и красуется по 3-4 звезды, едва ли качество сервиса в них натягивает свой статус до двух.

В странах, которые вызывают интерес у туристов, нормальные гостиницы размещают в Интернете сообщения о своих услугах, ценах и фото номеров для вероятных постояльцев. Нашёл в Сети наши отели. Только все чертовски дорогие! В Брюсселе и Праге, уверяю, дешевле – был там. И завтрак там такой, что до ужина без обеда дожить можно! Потому что там хозяева гостиниц клещами впиваются в постояльца – чтобы он сюда вернулся. И не один. И не раз.

Кстати, в мае прошлого года вице-министр индустрии и торговли Нурлан Сауранбаев заявил, что в Боровом отдых для рядовых казахстанцев и гостей подешевеет к 2020 году: «За последние пять лет в Щучинско-Боровской зоне отдых обходится местному туристу дорого – в сравнении с зарубежными курортами. Из-за того что основной поток прибывает туда только летом». А что мешает владельцам зон-отелей-ресторанов привлечь иностранцев да и соотечественников нормальными ценами и шоу национального свойства?

Так чем же всё-таки будем агитировать интуристов посетить наши пенаты, кроме экстрима? Убитыми дорогами? Общением с суровыми людьми в погонах, которые не знают слова «взятка», но легко откликаются на «спасибо», подкреплённое некой суммой в национальной валюте? Дорожными сортирами, которые своим амбре бьют в лоб сильнее, чем чемпион мира по боксу из Караганды Геннадий Головкин?..

К нам поедут, к нам помчатся...

25 марта страны Шанхайской организации сотрудничества договорились вместе развивать туризм. Похоже, это обычный рамочный документ: так просто, буквы и цифры, которые ни к чему не обязывают. Потому что даже сегодня в Алматы на открытии 15-й Казахстанской международной выставки "Туризм и путешествия" о нём ни слова не сказали.

Согласно исследованию того же Travel.ru горнолыжные базы Киргизии («Каракол» – 46 долларов на гостя в день), Армении («Цахкадзор» – 50 долларов) и Белоруссии («Логойск» – 49 долларов) вошли в тройку лидеров в рейтинге наиболее популярных бюджетных горнолыжных курортов СНГ.

Похоже, наш Чимбулак с его ценами никак не вписывается в эту линейку. Лететь сюда из Европы – те ещё евро. Платить вдвое дороже, чем в Швейцарии, Словакии, Хорватии, Франции или Андорре (включая перелёт) – найдите такого сумасшедшего Буратино. У нас в среднем – 81 доллар с иностранного носа!

 

Для трети государств мира туризм – главный источник пополнения казны. За последние 30 лет их доходы увеличились в 25 раз. На эту сферу приходится 10% мирового валового национального продукта, более 7% мировых инвестиций, каждое 10-е рабочее место, до 15% мировых потребительских расходов.

По итогам прошлого года международный туризм принёс отрасли доходы весом полтора триллиона долларов, побив все предыдущие рекорды. Путешественники потратили свои кровные на проживание, питание, индустрию развлечений и шопинг $1,25 триллиона. Остальное - на пассажирские перевозки. Больше всего на людской охоте к перемене мест заработали Соединённые Штаты, Франция, Испания, Китай, Великобритания, Италия, Таиланд и Гонконг. При этом Франция вернула себе титул главного туристического направления в мире: в 2014 году там побывало 83,7 млн гостей. Причём больше из Азии, чем из других государств планеты.

Ведущие туристические державы мира играют на опережение: придумывают льготы и преференции для ведущих местных игроков в этой сфере, привлекают инвесторов низкими налогами, упрощают гостям получение виз, продление сроков пребывания и прочее. За последние пять лет почти на 20% увеличилось число туристов, которые могут путешествовать без виз, получая штампик в паспорт прямо в терминале аэропорта. «Поскольку это ключевой стимул для экономического роста и создания новых рабочих мест», - сказал в феврале генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рифан. И добавил, что к 2030 году только за счёт этих процедур и только в странах Азии будет создано 3,25 млн рабочих мест.

Казахстана в этом списке нет.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter