В сфере гражданской авиации функции сертификации, контроля и надзора находятся в руках Комитета гражданской авиации МИР РК. Сложилось так, что одно ведомство осуществляет контроль и надзор над своей же работой. Это, по мнению сенатора и космонавта Талгата Мусабаева, является неправильным, что он и озвучил в своём депутатском запросе премьер-министру в ходе пленарного заседания в Парламенте.

Он привёл в пример Советский Союз, в составе правительства которого имелась структура – госавианадзор, осуществлявшая надзор всех авиационных происшествий во всех государственных ведомствах, имевших воздушные суда. Система надзора безопасности авиаполётов и расследование происшествий в бывшем СССР, по признанию мировых экспертов, считалась "одной из самых эффективных и жёстких в мире".

Талгат Мусабаев предложил отделить функции сертификации от функции надзора и контроля.

"Во всех приличных странах, которые имеют приличную авиацию, функции сертификации и надзора, контроля разъединены и находятся в разных ведомствах. Желательно, чтобы орган, который осуществляет контроль и надзор за обеспечением безопасности полётов, находился не в одном каком-то взятом министерстве и вообще не в министерстве, потому что тот, кто сертифицирует воздушное судно, даёт лицензию, а потом сам себя и проверяет, конечно, у него всё хорошо всегда. Бесконтрольность и получение такого плохого уровня безопасности полётов, как вы видите, приводит к таким результатам. Вы видите, какое количество авиационных катастроф происходит в нашей стране. Это очень плохой и низкий уровень безопасности. Есть мировая практика, которая говорит о том, чтобы разъединить эти функции и создать такой орган, чтобы он был над всеми видами авиации. Не только гражданской, заметьте. Всех видов: ведомственной, государственной", – сказал Талгат Мусабаев журналистам в кулуарах пленарного заседания Сената.

По его мнению, многие будут сопротивляться, потому что "никому не хочется, чтобы их кто-то сверху проверял, ведь тогда они должны нести ответственность".

"Но это будет правильное решение. И все здравомыслящие авиаторы (так считают. – Авт.), имеющие огромный опыт. Не только я говорю, а те люди, которые всю жизнь отдали авиации. (...) Была такая пословица: на то и щука, чтобы карась не дремал. Этот госавианадзор, его должны бояться. Тогда и будет обеспечиваться безопасность полётов", – подчеркнул депутат.

Отвечая на вопрос об уровне подготовки пилотов в Казахстане, Талгат Мусабаев отметил, что это очень серьёзный вопрос, ответ на него и "должен будет дать орган, который будет создан".

"Он будет определять не только уровень подготовки пилотов. Потому что не только от пилотов зависит безопасность полётов, но ещё и от инженерно-технического состава, диспетчерского, других обеспечивающих служб", – добавил сенатор.

3 октября в Илийском районе Алматинской области рухнул самолёт Ан-28 санавиации РК. В авиакатастрофе погибли пять человек: два пилота, авиатехник и два врача, которые летели на консультацию к роженице в Шымкент.

10 августа под Алматы разбился учебный самолёт Академии гражданской авиации "Технам 2002".В результате авиакатастрофы погибли пилот-инструктор и курсант.

27 июля произошло падение самолёта Як-12, принадлежащего авиакомпании "Казавиа". Самолёт упал в Панфиловском районе, вблизи села Шолакай, в 10 км от Жаркента. В результате крушения погибли два человека.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter