Как пояснил руководитель фракции "Ак жол" Азат Перуашев, внесённые девять поправок в проект закона "О государственных закупках", не нашли должного решения в указанном документе. Заявление прозвучало на пленарном заседании Мажилиса и адресовано было министру финансов Бахыту Султанову, который представлял законопроект депутатам. 

По мнению мажилисмена, распоряжение огромными государственными средствами должно находиться под чётким контролем государства независимо от того, кому доверено это распоряжение: госоргану или хозяйствующему субъекту с госучастием. Перуашев предложил внести в проект закона "О госзакупках" норму урегулирование закупок хозяйствующих субъектов с госучастием, пояснив это тем, что "иначе за нарушение этих закупок никто не несёт никакой ответственности".

"То есть, мы теперь отказываемся в госзакупках поддерживать казахстанский бизнес и стимулировать формирование добавленной стоимости в нашей стране. Безусловно, международные обязательства надо выполнять, но я хотел бы напомнить коллегам, что сегодня происходит с отечественными предприятиями. Кредитов в тенге нет. Те, что есть начинаются от 16-20%, или берите в долларах, но какой курс будет завтра в долларах, а не то, что через год, никто не скажет!", - возмутился мажилисмен.

Перуашев настаивает, что необходимо закрепить в законе "О госзакупках" преференции для МСБ

"Почему это предложение не поддержали ни Правительство, ни рабочая группа. Тем более, что правилами ВТО не запрещается поддержка МСБ", - сказал он.

Депутат предполагает, что только местный МСБ может участвовать в госзакупках. По его словам, отечественные производители бегают по кабинетам и не могут понять, почему их оборудование с такими же характеристиками, но в два-три раза дешевле даже не допускают к тендеру.

"И таких примеров достаточно. Поэтому, эта норма не только против наших производителей, но и крайне коррупциногенна и от неё надо избавлять. Кстати, разработчики тоже понимают эти риски но ссылаются, что тогда обсуждение такой документации с отечественными производителями займёт слишком много времени и затянет реализацию проектов. Думаю, главная задача не в том, чтобы быстро потратить деньги, а в том, чтобы потратить их максимально эффективно и использовать их во всей экономике, а не только для организаторов тендера", - аргументировал, таким образом, непринятые поправки мажилисмен.

Министр финансов Бахыт Султанов парировал, напомнив, что все вопросы, озвученные Азатом Перуашевым сегодня уже обсуждались на рабочих группах комитета Мажилиса.

"В части распространения законодательства о госзакупках на закупки нацкомпании - это прямое противоречие нашим договорённостям в рамках ВТО. И в целом, надо сказать, что мы проводим работу с квазигосударственным сектором в части внедрения систем корпоративного управления", - пояснил министр.

Он добавил, что вопросы в части местного содержания также прямо противоречат договору об ЕАЭС.

"В частности поддержки субъектов малого и среднего бизнеса мы тоже предложили не забивать такую декларативную норму, поскольку сегодня статистика показывает, что на вебпортале системы госзакупок 98,7% - это субъекты МСБ. Сами объёмы закупок - 93%, это объекты закупок у МСБ. Поэтому все нормы, которые мы сегодня, все новеллы, которые предусмотрены в законопроекте, они как раз и настроены на то, чтобы максимально обеспечивать прозрачность и доступ МСБ к системе госзакупок, поэтому отдельно выделять такую норму нет необходимости", - сообщил Султанов и добавил, что в Казахстане итак зарегулированная система подготовки ПСД.

"И пока он дойдёт до стадии включения в бюджет эти проекты, уходит много времени. Если ещё и в системе госзкупок затягивать его до двух лет, то мы получим обратный эффект, как в виде удорожания проектов. Поэтому, мы здесь предлагаем другие меры по обеспечению прозрачности подготовки ПСД", - добавил он.

Отметим, что Мажилис Парламента РК одобрил во втором чтении проект закона "О государственных закупках". Основной целью законопроекта является упрощение процесса государственных закупок, минимизация коррупционных рисков, а также внедрение эффективных механизмов защиты прав и законных интересов потенциальных поставщиков и повышение ответственности участников государственных закупок.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter