В Кызылорде отшумела очередная забастовка рабочих с трассы Западная Европа – Западный Китай.

На этот раз свои претензии к работодателям озвучивали водители АО «Азеркорпу», которые вышли на работу только после того, как их выслушали инспекторы по труду, представители регионального управления транспорта и автомобильных дорог и даже депутаты мажилиса, специально прилетевшие для этого в Кызылорду. Вот только сделаны ли выводы из трудового скандала? Ведь точно такие же стрессы испытывала глобальная стройка минувшим летом, прошлой осенью. Урок не впрок?..

Основная проблема всё та же: у подрядчиков перед рабочими долги по зарплате. Далее мелочи жизни: не дали вовремя зимнюю спецодежду, занижен лимит топлива, работодатели не желают слушать претензии «пролетариата». «Кому не нравится – тот может увольняться».

– Что касается долгов по заработной плате, то здесь ситуация, конечно, однозначная, – прокомментировал событие в студии городского телеканала руководитель регионального департамента по контролю и соцзащите Минтруда и соцзащиты Нурлыбек Жолдасбаев. – В регионе всего 160 с небольшим миллионов долгов по оплате труда, и 90% этой суммы – это долги перед рабочими организаций, подрядившихся на строительстве международного транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай. Что касается остальных претензий, озвученных бастовавшими шофёрами (а их порядка 70 человек. – Авт.) АО «Азеркорпу», то соответствующие инспекции ведут свои проверки.

Отметил Жолдасбаев и то, что проблемы с рабочими не у генеральных подрядчиков, которых на строительстве трассы всего 4, а у субподрядных организаций, которых на отрезках стройки множество. Только, наверное, и к иностранным корпорациям, подрядившимся на стройке, так сказать, генерально, есть вопросы. Каким образом они подбирали своих субподрядчиков и на каких договорных условиях с ними работают, если никак не получается свести концы с концами.

Впрочем, давно известна истина – где нет контроля, там нет порядка. В данном случае нет порядка в социальной сфере, а значит, нет контроля со стороны инспекторов по труду и соцзащите.

– Как показали события в Жанаозене, у нас есть большие пробелы в разрешении трудовых конфликтов, – высказал своё мнение о ситуации мажилисмен Мурат Абенов, лично встретившийся и с рабочими «Азеркорпу», и с их работодателями, и с представителями контролирующих организаций. – Отсутствие опыта у ответственных лиц в разрешении таких противоречий в итоге привело к акциям протеста и кровопролитию. По проекту «Западная Европа – Западный Китай» я все не мог понять причину постоянных трудовых конфликтов. Сам разбирался с работодателями. Только разберёшься – через месяц всё повторяется. Оказалось, даёт сбой именно госконтроль в виде инспекции по труду. Напишут пару отчётов за месяц – и все. Предотвращать конфликты они не только не умеют, но и не обязаны. На конфликтах, наоборот, они зарабатывают, пугая работодателей актами, предписаниями и даже депутатами! Когда мы начали спрашивать с них за эти конфликты, то дело чуть сдвинулось с мёртвой точки. Об этом и идёт речь – прописать им новые обязанности.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter