Несовершенство законодательства не позволяет эффективно бороться с фактами коррупции в квазигосударственном секторе, заявил заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции РК (АДГСПК) Алик Шпекбаев.

"Согласно Уголовному кодексу и закону "О противодействии коррупции" к субъектам коррупционных правонарушений относятся исключительно лица, исполняющие управленческие функции в национальных холдингах и компаниях. Отдельные работники квазигосударственного сектора не попадают в перечень субъектов коррупционных правонарушений. Законодательные проблемы на практике лишают органы уголовного преследования возможности привлекать их к ответственности по коррупционным деяниям, что противоречит принципам неотвратимости наказания", – сказал Шпекбаев в ходе круглого стола "Законодательное регулирование закупок субъектов квазигосударственного сектора" в СЦК.

По его словам, аналогичные недостатки выявлены и в административном законодательстве. Таким образом, по мнению Шпекбаева, нынешняя ситуация в квазигосударственном секторе свидетельствует о наличии значительных коррупционных рисков и коллизий в законодательстве, отсутствии прозрачности, подотчётности и подконтрольности.

"Учитывая изложенное в целях исключения коррупционных рисков в этой сфере предлагается: первое – кардинально пересмотреть подходы по проведению закупок в квазигосударственном секторе с разработкой отдельного закона и внедрением современных механизмов электронных закупок. Согласно мировому опыту рассмотреть внедрение в квазигосударственном секторе централизованной системы закупок, обеспечивающей прозрачность при принятии решений", – предложил заместитель председателя АДГСПК.

Он отметил, что этот опыт широко распространён в США, Великобритании, Дании и Южной Корее.

Второе – внести изменения в уголовное и административное законодательство в части расширения круга субъектов коррупционных правонарушений. Третье – требовать публикования внутренних документов и проводить их антикоррупционную экспертизу.

Шпекбаев считает, что общество должно знать, какие документы и нормативные акты принимаются в том или ином акционерном обществе.

"Четвёртое – провести масштабную ревизию всех внутренних документов национальных холдингов и компаний, регламентирующих порядок расходования государственных средств, путём создания специальной рабочей группы из числа представителей заинтересованных госорганов", – сказал он.

Пятое – предусмотреть внедрение института общественного контроля на всех этапах управления компаниями квазигосударственного сектора.

"С учётом того, что в секторе закупок действительно очень высокие коррупционные риски, работающие с закупками сотрудники должны каждые два года ротироваться. Это тоже международная практика", – пояснил Алик Шпекбаев.

Шестое – проводить внешний анализ коррупционных рисков в деятельности компаний квазигосударственного сектора.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter