Прямой эфир Новости спорта

Сенатор: Наша железная дорога неконкурентоспособна ни на внутреннем рынке, ни за его пределами

КТЖ даёт привилегии "своим" компаниям, что создаёт неравные условия для других участников рынка при перевозках на экспорт и транзите.

Депутат сената Закиржан Кузиев заявил, что отечественная железная дорога неконкурентоспособна, а нацкомпания "Казахстан темир жолы" способствует этому. 

В своём депутатском запросе на имя премьер-министра сенатор подчеркнул, что на сегодняшний день железнодорожный транспорт является важнейшей составляющей частью производственной инфраструктуры страны. По его словам, географические условия Казахстана, отсутствие прямого выхода к морю, обширная территория делают роль железнодорожного транспорта в экономике ключевой.

Однако, добавил депутат, в стране так и не смогли сделать железнодорожный холдинг высокоэффективным. Более того, за последние годы в указанной сфере накопился ряд серьёзных проблем. В частности, в начале октября к сенаторам обратилась Ассоциация национальных экспедиторов. Они заявили, что получают отказы от ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" в согласовании основных и дополнительных планов перевозок на экспорт и транзит. Между тем согласование планов для своих экспедиторов АО "Кедентранссервис" и АО "КТЖ Экспресс" осуществляется беспрепятственно.

"Агентство по защите и развитию конкуренции отмечает, что операторы магистральных путей предоставляют ряд преимуществ "своим" компаниям, что создаёт неравные условия для других. В результате анализа видов деятельности КТЖ выявлено, что с антимонопольным органом согласован лишь 81 из 424 видов деятельности, то есть всего 19%. Таким образом, своими действиями ТОО "КТЖ-Грузовые перевозки" нарушает отлаженную за десятки лет технологию осуществления экспортных перевозок, создает неравные конкурентные условия", – сказал Закиржан Кузиев. 

В отрасли наблюдается низкий уровень автоматизации, отсутствуют либо не в полной мере функционируют планирование и контроль организации перевозок, планирование маневровой и грузовых работ на станциях, добавил депутат. При этом основным источником доходов КТЖ является доход от грузовых перевозок – более 86%.

"В результате наша железная дорога неконкурентоспособна ни на внутреннем рынке, ни за его пределами. Депутаты сената неоднократно направляли депутатские запросы в адрес Министерства транспорта и АО "НК "КТЖ", где были озвучены проблемы, имеющиеся у отечественных грузоотправителей при транспортировке своей продукции на экспорт. Однако раз за разом получаем стандартные отписки, которые не решают сути проблемы и не отражают пути выхода из неё", – заявил Закиржан Кузиев. 

Депутаты потребовали: 

  • дать поручение по устранению неравных конкурентных условий в части согласования основных и дополнительных планов перевозок на экспорт и транзит;
  • рассмотреть вопрос установления национальным перевозчикам чёткого баланса в развитии всех четырёх направлений – внутреннем, экспортном, импортном и транзитном;
  • дать поручения компетентным госорганам организовать проверку деятельности КТЖ в сфере осуществления экспортных, транзитных перевозок на нарушения законодательства в области защиты конкуренции;
  • представить информацию по мерам трансформации КТЖ в полноценную транспортно-логистическую компанию.

Они также призвали руководство Минтранспорта и КТЖ дать устный ответ на очередном пленарном заседании сената.

Новости партнеров