Прямой эфир Новости спорта

Противники утильсбора в Казахстане предложили устроить дебаты с министром

Они уверены, что половинчатые решения этого вопроса с вероятностью 80% не дадут эффекта.

О негативных последствиях действующего утилизационного сбора рассказал лидер движения #НетУтильсбору Санжар Бокаев во время пресс-конференции. Мероприятие посвящено сбору более 50 тысяч подписей казахстанцев под соответствующей петицией.

"Если утилизационный сбор останется неизменным, средний возраст автомобилей будет продолжать увеличиваться. В 2015 году средний возраст автомобиля составлял 15 лет, сейчас – 22 года, что делает наш автопарк самым старым в СНГ. Кроме того, износ сельскохозяйственной и специальной техники составляет более 70% по сравнению с 50-60% в других странах СНГ. Эта тенденция негативно скажется на фермерах", – считает Бокаев.

Представители движения рассказали, что они намерены предпринять, если правительство решит оставить без изменений действующий утилизационный сбор. Бокаев объявил о планах обратиться во Всемирную торговую организацию, утверждая, что нынешний утилизационный сбор нарушает её Генеральное соглашение о тарифной политике. Они также рассматривают возможность проведения референдума для решения этого вопроса.

"Я вызову Шарлапаева на дебаты. Давайте устроим республиканские дебаты и начнём с министров. Они должны доказать, что у них есть видение развития отрасли. Сейчас я не вижу такого видения в министерстве", – добавил Санжар Бокаев.

Движение #НетУтильсбору предложило несколько конкретных мер:

  • снизить ставки на легковые автомобили до 100-200 тысяч тенге, внеся изменения в приказ Министерства экологии, геологии и природных ресурсов;
  • исключить пошлину на сельскохозяйственную технику и специальное оборудование;
  • приравнять первичную регистрацию авто к обычной регистрации по 0,25 МРП, либо снизить ставки для машин в возрасте от трёх до восьми лет до 20 тысяч тенге, введя новую ставку в Налоговый кодекс.

"Даже при таких ставках можно ежегодно аккумулировать около 30 млрд тенге для поддержки утилизации и экологических инициатив. Эти меры необходимо ввести как минимум на три года. При этом половинчатые решения с вероятностью 80% не дадут эффекта", – говорится в аналитическом докладе движения.

Бокаев утверждает, что отмена утилизационного сбора не приведёт к наплыву "хлама", а наоборот, позволит ввозить доступные по цене и технически соответствующие требованиям подержанные автомобили из Европы, США, Кореи и других стран.

Ранее министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев скептически отозвался о мотивах граждан, требующих отмену утильсбора. Он предположил, что основными сторонниками отмены утилизационного сбора являются перекупщики, для которых личная выгода важнее промышленного развития страны.

"Это моя прямая работа – отстаивать интересы промышленности. Я считаю, что сравнение с лоббизмом, может быть, даже не совсем уместно, потому что это моя работа – чтобы предприятия были загружены и чтобы в Казахстане была промышленность, которая растёт стабильными темпами, которая позволяет избавиться от импортозамещения, – сказал тогда Шарлапаев.

Он пояснял, что петицию рассмотрит комиссия с 24 мая по 5 июля. Чиновник заверял, что правительство тщательно изучит её, прежде чем принять окончательное решение. 

Новости партнеров