"Принятая в 2011 году отраслевая программа по противодействию коррупции завершила очередной этап в реализации антикоррупционной политики государства. Программа была нацелена на повышение эффективности деятельности государственных органов по противодействию коррупции, формированию антикоррупционного мировоззрения, уменьшению коррупционных рисков. В целом, реализация данной программы способствовала выработке комплекса взаимосвязанных мер по противодействию коррупции. Можно выделить развитие автоматизированных баз данных госорганов, их унификацию, сокращение лицензируемых видов деятельности и разрешительных функций госорганов, повышение прозрачности процедур госзакупок и другие меры", - сообщил в ходе заседания заместитель руководителя департамента досудебного расследования антикоррупционной службы Ескали Саламатов.

Член республиканского общественного совета по противодействию коррупции, депутат Мажилиса Толеген Ибраев рассказал, что значительная часть ответственных за организацию, контроль и исполнение мероприятий впервые узнали о программе от членов экспертной группы, выезжавших в район.

"Государственные органы зачастую ограничились лишь сбором информации, подсчётом количества мероприятий без анализа их качества и эффективности. Такого же мнения и Агентство по госслужбе и противодействию коррупции - координатор исполнения программы. Многие секретари областных маслихатов на наш запрос ответили, дословно цитирую: "Ввиду того обстоятельства, что в программе не конкретизирована роль и участие местных представительных органов, маслихаты не акцентировали внимание на эту работу". На этом можно поставить точку", - сообщил он.

Он обратил внимание, что практически в 70% мероприятий программы обязаны были участвовать маслихаты. Также, по его словам, все маслихаты всего два-три раза рассматривали состояние проведённой антикоррупционной работы за весь период реализации программы.

"Участие многих маслихатов в противодействии коррупции можно свести лишь к утверждению маслихатами составов комиссий и советов по борьбе с коррупцией. Секретарь маслихата по должности является членом этих комиссий. На этом антикоррупционные дела маслихатов ограничиваются. После всего, естественно, логичен вывод - не потому ли антикоррупционные мероприятия зачастую обществом воспринимается как бессистемные меры и поверхностная работа?", - продолжил Ибраев.

Он отметил, что количество регистрируемых коррупционных преступлений за годы реализации программы выросло, а самыми коррумпированными сферами, по-прежнему, остаются, как и пять лет назад, государственные закупки, земельные отношения и образование.

Удельный вес преступлений, совершённых должностными лицами акиматов занимает в среднем половину от общего числа коррупционных преступлений

"Мероприятия, запланированные акиматами зачастую проводятся без должной подготовки. Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции назвало их "созданием акиматами видимости агитационной работы". Я думаю, это точная оценка работы акиматов. Удельный вес преступлений, совершённых должностными лицами акиматов занимает в среднем половину от общего числа коррупционных преступлений. При этом нас удивляло утверждение одного областного акимата о том, что исполнение региональной программы из-за ненадобности не обсуждалось на протяжении всего периода реализации, за все четыре года", - уточнил депутат.

Член совета привёл конкретные примеры по пренебрежительному отношению к отчётности в ходе исполнения программы.

Рядовые сотрудники пишут, что попало, я больше других слов не могу подобрать. А руководитель подписывает не глядя. Потому что они знают, что эти их художества никто не читает, и тем более, никто не спрашивает. Это все от того, что работа акиматов областей никем не контролировалась.

"В одном сельском округе на антикоррупционные дела не освоено 48 млн тенге. В другом сельском округе не освоено 36 млн тенге. Когда разобрались, все эти (цифры – Авт.) взяли с потолка. Даже в бюджете этих районов нет столько денег, 36 млн., а  здесь такой удивительный факт. В одной области за год опубликовали 10 тысяч антикоррупционных материалов. Но, когда мы разобрались, две у них газеты - государственных издания, которые выходят только по субботам. Это надо посчитать, сколько можно отпечатать антикоррупционных тем, чтобы набрать 10 тысяч? Рядовые сотрудники пишут, что попало, я больше других слов не могу подобрать. А руководитель подписывает не глядя. Потому что они знают, что эти их художества никто не читает, и тем более, никто не спрашивает. Это все от того, что работа акиматов областей никем не контролировалась. Вследствие чего, аким области не спрашивал у своих подчинённых. Нет контроля и спроса по вертикали – от самого верха до самого низа. Не удалось нам ознакомиться с отчётами руководителей госорганов и акиматов области по исполнению известного постановления, по которому утверждена эта программа. Возникает вопрос, а как контролировали реализацию этой программы?", - возмутился Ибраев.

По его мнению, анализируя исполнение программы можно констатировать, что в работе, как государственных, так и местных исполнительных органов, есть серьёзные системные недоработки.

Председатель правительства обещал исправить всё это дело. Нам остаётся надеяться, что правительство ещё раз вернётся к тому документу, который недавно утверждён, пересмотрят его.

"Мы должны предупредить своих коллег, попросить своих коллег, чтобы они не повторяли те же ошибки, которые были выявлены в ходе реализации этих документов. Это ошибки, которые, к сожалению, как родимые пятна перешли и сохранились в плане мероприятий 2015-2017 года по реализации стратегии. О них детально не буду говорить. Председатель правительства обещал исправить всё это дело. Нам остаётся надеяться, что правительство ещё раз вернётся к тому документу, который недавно утверждён, пересмотрят его. Если где-то есть ошибки, они, полагаю, будут исправлены", - подчеркнул он.

Он также назвал отсутствие отчётов руководителей государственных органов звеном, которое сводит всю работу по исполнению не нет.

"Мы сейчас итоги подводим на основании информации тех же госорганов, то есть не приглашая ни руководителя госоргана, ни руководителя региона на заседание своего общественного совета и коллегию. Поэтому предлагаю  решить уровень периодичности и отчётности руководителей госорганов по исполнению плана мероприятий на 2015-2017 годы. На правительственном заседании достаточно было бы отчитаться одному министру, одному акиму области в год. Я думаю, это будет полезно. На уровне коллегии агентства по делам госслужбы два заместителя акима области, два вице-министра… самое главное звено - это областное, поэтому на уровне областного управления Агенства по делам государственной службы и противодействию коррупции, мне кажется, это будет полезно - заслушивать отчёты акимов районов на каждом заседании областных управлений", - внёс своё предложение Ибраев.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter