Прямой эфир Новости спорта

Полигон на полигоне: безопасность в квадрате

В одном из самых дальних уголков бывшего Семипалатинского ядерного полигона появился ещё один полигон – для складирования мышьяксодержащих отходов ТОО «Казцинк».

В одном из самых дальних уголков бывшего Семипалатинского ядерного полигона появился ещё один полигон – для складирования мышьяксодержащих отходов ТОО «Казцинк».

Государственная комиссия приняла новый объект в эксплуатацию в конце прошлого года, а в январе 2015 сюда пойдут первые железнодорожные составы. Проблема захоронения мышьяксодержащих отходов, наконец, решена. Новый накопитель отходов абсолютно безопасен для окружающей среды. Карты оборудованы многослойным противофильтрационным экраном. Полиэтиленовая и геомембранная плёнки, плотные слои песка, глины и щебня на сто процентов исключают попадание опасных веществ в грунтовые воды, которые залегают здесь на глубине более 70 метров.

К этому стоит также добавить, что перед отправкой отходы упаковываются в мягкие контейнеры типа «биг-бег» с полиэтиленовым вкладышем и отправляются по железной дороге. Каждый биг-бег устанавливается в стальной герметичный контейнер, чтобы обеспечить устойчивость и защиту от просыпания.

– Проект очень дорогой, – пояснил управляющий директор по устойчивому развитию ТОО «Казцинк» Андрей Лазарев. – Но он полностью снимает проблему мышьяксодержащих отходов. Это абсолютно безопасный в экологическом плане проект. На ядерном полигоне есть огромные площади, которые уже никогда не будут использоваться в хозяйственной деятельности. Но они не опасны для нахождения там человека. Так почему же не использовать эти земли для хранения отходов? Думаю, что «Казцинк» станет первопроходцем на этом пути, и мы своим примером покажем, как нужно решать проблему хранения промышленных отходов. Проект, повторюсь, очень затратный. Но мы пошли на это. А по проторённому нами пути легче и дешевле будет идти другим предприятиям, которые, возможно, захотят также складировать свои отходы.

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ

Полигон для хранения мышьяксодержащих отходов представляет собой специальное инженерное сооружение, состоящее из карт размером 50х200 метров. В настоящий момент запущен первый этап проекта – возведены две карты, рассчитанные на четыре года эксплуатации. Всего будет 14 карт в расчёте на 25 лет эксплуатации.

Первые две карты потребовали инвестиций на 2,2 млрд тенге. И это не самая крупная статья расходов. Складирование на этих двух картах в течение четырёх лет обойдётся компании почти в 3,5 млрд тенге. За четыре года будет утилизировано 108,6 тыс. тонн мышьяксодержащих отходов. Для безопасного хранения отходов компания перевезла и применила в строительстве в шесть раз больше различных строительных материалов – почти 685 тыс. тонн. Это бетон, скальные породы, глина, песок, защитные геомембранные и полиэтиленовые плёнки.

Удалённость хранилища от основных производств компании в разы увеличивает стоимость проекта. Доставка одного мешка биг-бег с отходами на полигон стоит примерно как цена одного автобусного билета до Павлодара – более 3000 тенге. А таких мешков в год нужно перевезти порядка 40 тыс. штук!

Андрей Лазарев:

– Было много разговоров, шума вокруг проблемы хранения отходов. Отдельные личности вообще пытались заработать на этом непонятные очки, выставляя себя эдакими «защитниками». Были и дельные предложения от общественности. Теперь можно поставить точку. «Казцинк» ещё раз подтвердил свою политику социальной ответственности, доказал первостепенный подход к решению вопросов окружающей среды, направил колоссальные средства на строительство полигона для хранилища отходов, чтобы закрыть этот вопрос раз и навсегда.

Более подробно о технической стороне проекта рассказывает главный эколог «Казцинка» Казтай Такеев:

– Карты на полигоне оборудованы шестислойной защитой. Это уплотнённое основание из существующей глины, затем 20-сантиметровый слой песка, полиэтиленовая плёнка, ещё один слой песка, полуметровый слой глины, слой щебня. Проникновение в подземные воды абсолютно исключено. Тем более, что расположены подземные воды в этом месте на глубине 70 метров при норме 20 метров. К тому же, напомню, что отходы уже переработаны до второго (уменьшенного) класса опасности.

Кроме того, – продолжает Казтай Такеев, – мы проложили 15 километров железной дороги от станции Угольной до места хранения отходов, 12-километровую автотрассу – для обслуживания полигона. Установлены пять дизельных электростанций, смонтированы системы освещения, видеонаблюдения, сигнализации, водоснабжения. Созданы все условия для персонала, планируется задействовать 19 человек, для которых созданы постоянные рабочие места: установлены вагончики со всеми бытовыми удобствами. Кстати, на строительство было привлечено 150 человек.

Возникает резонный вопрос: почему бы другим предприятиям не перейти на такой же метод хранения промышленных отходов, почему бы им не войти в долю с «Казцинком»?

– Проект разработан на определённый вид и объём отходов, мы делали его для себя, – отвечает Андрей Лазарев. – Но если кто-то пожелает перейти к такому способу захоронения своих отходов, то после прохождения всех необходимых процедур он сможет расположить свой полигон рядом. Ведь вся инфраструктура уже построена нами, только привози, разгружай и складируй.

– В короткие сроки проделана огромная работа. Я хочу поблагодарить правительство, акимат Восточно-Казахстанской области, – говорит Казтай Такеев, – их поддержка по этому вопросу помогла довольно быстро построить первую очередь хранилища. Но впереди ещё много работы. Нужно снижать объём отходов, сейчас он составляет 20 тысяч тонн в год. Необходимо постоянно работать над экономикой транспортных и эксплуатационных расходов при их захоронении. Продолжим снижать токсичность мышьяксодержащих отходов.

На этом можно было бы поставить точку. Но есть перспективы. Мы будем и дальше прорабатывать возможность подземного захоронения отходов в пустующих шахтных выработках.

– В Казахстане на сегодня нет законодательной базы для подземных захоронений. И мы являемся первопроходцами на этом пути, – поясняет Андрей Лазарев. – Мы изучили опыт Германии, США, Канады. В этих странах под землёй складируются гораздо более опасные и токсичные отходы, вплоть до цианидов и радиоактивных. Подземное захоронение гораздо более безопасное, чем наземное. Мы выбрали в качестве пилотного отработанные шахты Греховского рудника. Главное сомнение, которое вызывает данный проект у общественности, – это возможность проникновения отходов в подземные воды. Мы предусматриваем высочайшую степень защиты от этого, захоронения будут производиться гораздо выше места возможного затопления. Мы приглашаем к работе над проектом ведущих учёных. Будут рассмотрены все возможные риски, и только после всестороннего изучения правительство РК примет решение. Чтобы законодательно закрепить такой вид захоронений, нужно внести изменения в Экологический кодекс.

– Проект прошёл согласования в четырёх государственных органах и сейчас передан на экспертизу в департамент экологии, – продолжает Казтай Такеев. – Учтены все замечания. Надеемся, что в ближайшем будущем мы отправим проект в правительство и дадим начало этапу подземных захоронений, как это и принято во всём мире.

Проект «Казцинка» по подземному захоронению должен стать прецедентом, более современной технологией управления отходами, как уже стал новый полигон на СИЯП. Высокую оценку построенному хранилищу мышьяксодержащих отходов дал заместитель руководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО Виталий Чернецкий. Он отметил, что захоронение на территории бывшего ядерного полигона решает и ещё одну задачу – полное исключение попадания отходов в трансграничную реку Иртыш.

– Да, в экономическом отношении – это дорогостоящий проект. Но компания пошла на такие расходы. Сложно найти компромисс между ростом производства, решением экономических задач и сохранением экологического баланса. В «Казцинке» к таким вопросам относятся очень ответственно и не жалеют средств, – сказал Виталий Чернецкий. – И видя, как продвигаются и работают природоохранные мероприятия этой компании, я думаю, что все экологические требования будут соблюдены. Мы получили хороший пример. Надеюсь, что у нас будут аргументы, как у органов власти, чтобы другие компании этой отрасли заставить решать вопросы в подобном ключе.

Председатель Совета общественности ВКО Владимир Лопаткин и директор Центра экологической безопасности Геннадий Корешков обратили особое внимание на подбор идеального с точки зрения экологической безопасности места для строительства нового хранилища отходов.

– Этот проект важен для Восточного Казахстана, – отметил Владимир Лопаткин, – «Казцинк» решил проблему безопасного складирования мышьяксодержащих отходов. Но ещё более весомым представляется то, что вслед за «Казцинком» этому примеру могут последовать другие предприятия региона. Я очень надеюсь, что на земли бывшего полигона обратят внимание и другие промышленные гиганты. Ведь проблема складирования, захоронения промышленных отходов стоит весьма остро. А у нас есть огромная территория, на которой можно размещать такие захоронения...

В очередной раз «Казцинк» стал первопроходцем в экологическом направлении, показал пример эффективного использования пустующих территорий, не пригодных для хозяйственной деятельности. Компания сделала свой весомый вклад в развитие территории, подвергнутой ядерным взрывам, решив не только экологическую задачу, но и создав новый вид бизнеса и рабочие места.

Сериккали АЛТЫНСАРИН

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров