Прямой эфир Новости спорта

Поезд дальше не идёт

«Проблемы в спорте» и «Карагандинская область» этой осенью стали понятиями нарицательными и могут писаться слитно. После смены акима региона трудности с бюджетным финансированием появились практически у всех игровых видов спорта этого региона. Самая большая задолженность образовалась у футбольного «Шахтёра». По официальным данным, игрокам должны не менее 250 млн тенге. При этом куда сложнее ситуация в мини-футбольном «Тулпаре». Президент клуба Анатолий СМОТРИЦКИЙ убеждён: если не произойдёт чуда, команда может прекратить своё существование.

«Проблемы в спорте» и «Карагандинская область» этой осенью стали понятиями нарицательными и могут писаться слитно. После смены акима региона трудности с бюджетным финансированием появились практически у всех игровых видов спорта этого региона. Самая большая задолженность образовалась у футбольного «Шахтёра». По официальным данным, игрокам должны не менее 250 млн тенге. При этом куда сложнее ситуация в мини-футбольном «Тулпаре». Президент клуба Анатолий СМОТРИЦКИЙ убеждён: если не произойдёт чуда, команда может прекратить своё существование.

«Тулпар» – единственный коллектив в Казахстане, кто реально конкурирует с алматинским мини-футбольным «Кайратом» – клубом частным, очень богатым и имеющим в составе бразильцев больше, чем казахстанцев. Карагандинцы большую часть своей 13-летней истории делали ставку на своих воспитанников. А ещё «Тулпар» уникален тем, что десять лет они существовали сами, без привлечения бюджетных средств.

– Первые пять лет в «Тулпар» вкладывали средства мои партнёры по бизнесу и я. Но потом клуб содержал сам, – рассказывает Анатолий Смотрицкий. – Благодаря тому, что мы смогли выстроить инфраструктуру клуба, то, можно сказать, экономили за счёт того, что в нашем составе играли воспитанники. Но потом дела в бизнесе у меня пошли не так хорошо, как раньше (г-н Смотрицкий несколько лет владел колбасным цехом. – Авт.), и мы могли прекратить существование ещё три года назад. Но тогда нам неожиданно помог наш главный конкурент – «Кайрат», президент этого клуба Кайрат Оразбеков вместе с президентом ФФК Адильбеком Джаксыбековым встретились с Сериком Ахметовым. Тот в 2011 году входил в исполком федерации футбола и являлся акимом Карагандинской области. После той встречи нам стали выделять деньги из бюджета.

– Зачем они вам были нужны, раз 10 лет клуб обходился за счёт спонсорской помощи?

Сейчас мне подобный вопрос задают часто. Но если раньше у меня была возможность содержать клуб самому, то теперь уже нет. А новые средства – это возможность развития. Мы получили шанс реально бороться с «Кайратом», привлекая легионеров, улучшая условия нашим игрокам, и ещё больше работать с молодёжью.

Какие суммы выделялись из бюджета на «Тулпар»?

Последние два года мы получали 109 млн тенге (эта сумма особенно контрастирует с тем, что только за два месяца футболисты «Шахтёра» должны получить 250 млн из бюджета. – Авт.). Эта сумма покрывала 75% наших расходов. Остальное доплачивал я.

– Когда у «Тулпара» начались проблемы с финансированием?

В этом году. Ещё в мае всё было нормально. Наш клуб пригласили принять участие в престижном турнире «Кубок Ерёменко», и нам пообещали, что какие-то дополнительные средства будут выделены. Но в июне произошла смена акима, и пока мы не знаем, что будет дальше.

– С новым главой региона вы встречались?

Да. На встрече был не только я, но и наш бессменный тренер Амиржан Муканов. Нам сообщили, что у региона есть много проблем помимо спорта, при этом категоричного «нет» по вопросам финансирования не услышали. Но уже через десять дней в клуб поступило письмо из областного управления спорта, в котором сообщалось: с начала 2015 года бюджетное финансирование на «Тулпар» будет прекращено. Самое печальное, что никто не берёт в расчёт особенности футзального сезона: наш чемпионат проходит до апреля!

– В этом году «Тулпар» дебютирует в «Кубке Ерёменко». У вас не было желания сняться с этого турнира?

Игроки «Тулпара» надеются, что новый аким Нурмухамбет Абдибеков сможет помочь клубу

Нет. Потому что это будет удар по репутации всего казахстанского спорта. Мы дали гарантию, что будем участвовать. И если нарушим своё слово, то лучше сразу эмигрировать куда-нибудь в Мозамбик. Потому что смотреть людям в глаза и оправдываться я не хочу. Хорошо, что у нас всего две выездные игры – одна из них в Чехию. Их мы как-то на зубах вытащим. Это большая удача, что «Кубок Ерёменко» проводится в октябре-ноябре. А что будет в январе, когда в нашем первенстве завершится первый круг, я не знаю. Но если не произойдёт чуда и мы не найдём спонсора, то ничего хорошего.

– Под «ничего хорошего» вы подразумеваете закрытие клуба?

Да.

– Что произойдёт со всем футзалом в области, если «Тулпар» исчезнет?

Сейчас мы создали пирамиду, на вершине которой находится клуб. И представьте, что будет, если убрать вершину? В первенстве Карагандинской области играет 44 команды. Из них 5-6 при должном финансировании могли бы участвовать в чемпионате и быть не хуже некоторых клубов. За многие из них выступают наши воспитанники – те, что не смогли закрепиться в «Тулпаре». Наш клуб много лет был базовым для национальной сборной, потому что мы всегда делали ставку на своих ребят. И если «Тулпар» исчезнет, то у той молодёжи, которая мечтает сейчас играть за нас, не будет главного стимула. За тринадцать лет работы в «Тулпаре» мне казалось, что мы делаем нужное для области дело – развиваем спорт, вовлекаем в него молодёжь. И не хотелось бы, чтобы сейчас всё остановилось.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров