Прямой эфир Новости спорта

Подводные лодки в степях Казахстана

С этой лодки подводной есть выход. Даже два. Большие чиновники засуетились: каждая из сторон хочет выйти из положения с минимальными потерями. В Костанайской области решают, что делать с советским наследством – фонящими приборами для подводных лодок. Ввиду отсутствия подводного флота на реке Тобол сие добро региону сто лет не нужно. Да и стране тоже. Есть в…
С этой лодки подводной есть выход. Даже два. Большие чиновники засуетились: каждая из сторон хочет выйти из положения с минимальными потерями. В Костанайской области решают, что делать с советским наследством – фонящими приборами для подводных лодок. Ввиду отсутствия подводного флота на реке Тобол сие добро региону сто лет не нужно. Да и стране тоже.

Есть в лесостепной местности Костанайской области, а именно: в Аулиекольском районе воинская часть за номером 09766. О ее существовании знают только посвященные. Вокруг части сплошной режим секретности. Раньше часть считалась военно-морской, даже несмотря на то, что от Костаная до ближайшего моря – семь локтей по карте.

От Союза вместе с оборудованной территорией части досталось в наследство и содержимое ее складов. Это такие металлические коробочки, чей внешний вид, а уж тем более содержимое – полная безделица. По-научному они называются – регенераторы воздуха В-4. Используются на подводных лодках. Такая штука, которая при соединении с водой выделяет кислород. Таких комплектов в части 242 тысячи и 320 штук. По приблизительным подсчетам, это порядка 80 железнодорожных вагонов.

История стала достоянием общественности после того, как департамент госсанэпиднадзора написал в областной акимат письмо. В нем сказано, что регенераторы фонят: «выявлено превышение мощности экспозиционной дозы гамма-излучения». А еще о том, что в регенераторах большое содержание калия-40. А период его полураспада – более тысячи лет. Из всего этого сделан вывод: «комплекты

В-64 являются радиоактивными и подлежат захоронению на спец-полигоне».

В свою очередь, аким области Сергей Кулагин поставил в известность об этой проблеме Министерство обороны. И Минобороны ответило, что передали все эти сотни тысяч регенераторов в РГП «Казспецэкспорт», чтобы продать их (понятно, что за ненадобностью для отечества). Вот только желающих купить не нашлось. Оно и не мудрено. Срок их хранения давно истек.

На днях стало известно, что в Костанайскую область для решения проблемы регенераторов прибыла группа офицеров из Министерства обороны. Ожидают даже первого заместителя министра обороны Мухтара Алтынбаева. В областном акимате нам сообщили, что он должен был прибыть на минувшей неделе.

Но визит отложен. Вслед за этим пошли кулуарные разговоры: мол, Минобороны предлагает захоронить регенераторы на территории Костанайской области. А именно: в урочище Кизбель. Там есть полигон, где уже не первый год утилизируют тару от ядохимикатов, которыми аграрии активно удобряют посевы.

И основания опасаться, что Минобороны будет настаивать на захоронении регенераторов в Костанайской области, есть. Так менее хлопотно и дешевле, чем везти на спецполигон под Семипалатинск. Пару лет назад воинская часть уже обращалась в департамент госсанэпиднадзора с вопросом: что делать? Просили разрешения захоронить на нашем полигоне в урочище Кизбель. Санитарные врачи отказали, потому что при соединении с водой вещество выделяет очень много тепла, то есть пожароопасно. Предложили решить вопрос через Комитет по атомной энергетике Минобороны, чтобы произвести захоронение на спецполигоне в Семипалатинске.

– Мы настаиваем на том, чтобы никакого захоронения на территории Костанайской области не было, – заявил заместитель акима области Нуралы Садуакасов. – Пока никакого решения относительно этого вопроса никто не принимал. Проблема всесторонне изучается специалистами. Насколько мне известно, ожидается визит сотрудников института ядерной физики. Хочу подчеркнуть, что позиция руководства области такова: мы категорически против захоронения на территории нашего региона. Я затрудняюсь сказать, когда именно будет принято окончательное решение. К делу необходимо подойти скрупулезно. Насчет средств бюджета Костанайской области могу сказать однозначно: не за его счет. У нас даже нет такой статьи расходов. Утилизация будет за счет Республиканского бюджета.

В свою очередь, экологи обращают внимание на то, что регенераторы – не единственные в Костанайской области штуки, которые фонят.

– Для мародеров регенераторы интереса не представляют, – считает один из бывших руководителей управления экологии Костанайской области Гали Бекентаев. – Это все равно, что собирать пивные банки. Вопрос стоит просто: если в квартире есть мусор, то его надо вынести. Куда опаснее то, что хранится на КОТЕКСе (заброшенный камвольно-суконный комбинат в спальном районе Костаная). Все дружно замолчали об этой проблеме. А ведь кричали, что мы сидим на атомной бомбе. Но бомба-то осталась! Мы в свое время вписали эти отходы в реестр экологических проблем Костанайской области. Там ведь очень много ртутьсодержащих ламп, отработавших свое. Но главное – нейтрализаторы. Да, действительно, на них имеется напыление боевого урана. Так все это и хранится!

Коллаж Марата ТУРСЫНОВА

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров