Прямой эфир Новости спорта

Под градусом сотрудничества

Это не запоздалый подарок россиянам от Деда Мороза к 1 февраля. Это совместное решение Думы и правительства России (впервые в истории РФ, кстати) – снизить цены на водку с минимальной цены 220 рублей до 185. Решение, похоже, связано не только с тем, что «опережающий рост ставок акцизов не привёл к увеличению поступлений в бюджет». И не с тем, что «темпы снижения легального производства в 2–3 раза превышают темпы снижения потребления алкогольной продукции», как заявил сенатор Думы Виталий Шуба. А с тем, что у Казахстана, полноправного участника ЕАЭС, есть свои (и вполне обоснованные) претензии на часть соседского алкорынка.

Это не запоздалый подарок россиянам от Деда Мороза к 1 февраля. Это совместное решение Думы и правительства России (впервые в истории РФ, кстати) – снизить цены на водку с минимальной цены 220 рублей до 185. Решение, похоже, связано не только с тем, что «опережающий рост ставок акцизов не привёл к увеличению поступлений в бюджет». И не с тем, что «темпы снижения легального производства в 2–3 раза превышают темпы снижения потребления алкогольной продукции», как заявил сенатор Думы Виталий Шуба. А с тем, что у Казахстана, полноправного участника ЕАЭС, есть свои (и вполне обоснованные) претензии на часть соседского алкорынка.

НО НАС ТУДА ПРОСТО НЕ ПУСКАЮТ

Так повелось: кому и сколько наливать – командует старший за столом. Почему Россия провозгласила себя бастыком за общим дастарханом имени ТС и ЕАЭС – тут одной «поллитрой» не обойтись. Восстановим картину вчерашнего застолья.

СМИ БОЛЬШЕ НЕ НАЛИВАТЬ?

В 2004 году в Казахстане запретили рекламу «тяжёлых» напитков. В Думе России, где почти все сплошь «трезвенники», «язвенники» и олимпийские чемпионы (хотя многие из них являются явными и скрытыми акционерами частных винокурен), такое же решение приняли только два года спустя. Пиво из рекламы в Казахстане исчезло в 2007 году. У соседа – только в 2012-м. Из чисто спортивного интереса?

Из запроса парламентской фракции «Ак жол» премьер-министру РК Кариму Масимову от 14 января 2015 года:

«С 2004 года в Казахстане устойчиво формировалась ситуация, когда отечественные потребители смотрели рекламу российского алкоголя и не имели доступа к информации об аналогичной продукции. Очень скоро это отразилось на потребительских предпочтениях, а затем и на маркетинговой политике… Ещё в 2006 году Союз виноделов Казахстана и НЭП «Атамекен» поднимали вопрос о дискриминации казахстанской алкогольной продукции в торговых сетях… А реклама – двигатель торговли».

В продолжение тоста: с 1 января этого года в России средствам массой информации разрешили рекламу пива и вина. Но только российского производства.

Почему в нашем парламенте не отреагировали на этот трюк коллег в РД? Если думцы так пекутся о благосостоянии своих СМИ, теряющих миллионы на рекламе веселящих напитков, отчего бы и мажилисменам не задуматься о наших?

Начальник Росалкорегулирования Игорь Чуян пару недель назад признался, что за год «вследствие роста акцизов рынок потерял 14% потребителей». А и.о. начальника управления госполитики Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Оксана Красильникова вообще заявила, что «фактически создана параллельная система производства и продажи алкоголя».

Спросите, при чём тут реклама в СМИ? А вот при чём. Первое. Газеты Москвы и области переполнены объявлениями о продаже «настоящих мужских напитков» по «детским» ценам. Понимайте, как хотите. Сам читал. Но купить не рискнул. Создателю хвала, я в курсе, чем эта дешевизна светит: только в 2011-2013 годах от суррогатных виски и водки там навсегда «завязали» с пьянством более 5000 местных потребителей. Пусть земля им будет пробкой…

И второе. В 2018 году в России пройдёт чемпионат мира по футболу. И тут без рекламы пива и прочих болельщицких напитков – ну никак! А это деньги и от вещательных компаний, повязанных многолетними контрактами с производителями пива и т.д. И отсюда третье: мы с Россией и в ЕАЭС, и в ОДКБ, и в куче других союзов-альянсов, но когда ей надо выпить на международном уровне – нас к этому столу не приглашают. Это в лучшем случае. В худшем – отсылают к рамкам договоров в рамках ЕАЭС. А там даже кваса не предлагают!

НУ, ЗА КОНКУРЕНЦИЮ!

Да Бахус его знает, почему казахстанская водка по качеству и цене выигрывает у российской «беленькой», хотя и та и другая произведены по классическим стандартам. В феврале прошлого года полтора десятка депутатов Госдумы предложили ограничить ввоз «дешёвой водки из стран Таможенного союза» (Звагельский, Жириновский, министр финансов Антон Силуанов и прочие собутыльники). То есть недорогую, но качественную продукцию из Казахстана в Россию ввозить не надо, а наоборот?

Глава ассоциации «Казалко» Амиржан Калиев тогда мне ответил: «Так топорно они хотят ограничить легальный ввоз алкоголя из стран Таможенного союза. Почти контрабандой считают. Поэтому с 2011 года нас заставляют вносить обеспечительный платёж».

– Это что такое?

– Если мы на миллион тенге, допустим, завозим продукцию, то в качестве обеспечительного платежа должны внести 3,5 миллиона тенге.

– Зачем?

– Это для защиты их рынка.

– От кого и чего?

– Думаю, что от нас, от добросовестных конкурентов. Сами считайте, каждое ли казахстанское предприятие может вносить такой залог? А если не смогут товар реализовать – то прямые убытки…

Если кто-то думает, что таким образом российские власти пытаются обезопасить население от некачественного импорта – то этим господам, похоже, надо срочно опохмелиться: технология производства той же водки что в России, что в Казахстане, совершенно одинакова.

Зато технология конкуренции – разная. Иногда и суррогатная. На войне же все средства хороши?

НУ, НА ХОД ДРУЖБЫ!

27 мая 2014 года со стола главного санитарного врача Казахстана вышло постановление «О запрете ввоза и реализации алкогольной продукции». Вступить в действие оно должно было с 1 июня, но потом запрет перенесли на 1 октября. Понятно, что это был запоздалый ответный тост на ограничения северного соседа. Поскольку, если верить разным источникам, почти треть казахстанских производителей спиртного была вынуждена сократить производство – отечественный рынок переполнен. А сосед такой забор выстроил из подзаконных и прочих актов – не перепрыгнуть и не обойти.

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

В 2010-2014 годах объём ввоза спиртного из России в Казахстан вырос почти в 10 раз. Экспорт из Казахстана в Россию сократился почти в 12 раз.

18 ноября Казахстан таки вводит ограничения на импорт российского спиртного «из-за несоответствия требованиям пищевой безопасности». Даже не очень трезвому ежу ясно, что «пищевая безопасность» – это что-то вроде оговорки по ходу тоста. Все друг друга поняли. Но «расстрельный список» оказался длинным, как полка в казахстанском «Алкомаркете» – от водки до пива. Кстати, если окинуть её трезвым взглядом, то сразу бросается в глаза, что «оккупантов» там больше, чем «местных». Лично убедился. Несправедливо. Почему такой недолив отечественного?

22 ноября Роспотребнадзор сообщает, что «после консультаций с казахстанскими коллегами данный запрет отменён». Очнулись?

11 декабря председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров заявляет: «Легальный рынок в 2015 году будет снижаться, нелегальный – расти. Акциз надо снижать до уровня 300 рублей за 1 литр чистого этилового спирта. Это позволит снизить цену до 170 рублей за бутылку. И мы хоть как-то сможем конкурировать с казахской водкой и отечественным «леваком», которые продаются в диапазоне 60–140 рублей»…

НУ, НЕ ПОСЛЕДНЯЯ!

Если честно, я не очень верю в то, что алкогольные войны между Россией и Казахстаном завершатся перемирием. Две драки уже было. Третья – почти святое и неизбежное. Бог-то троицу любит. А дальше? Замминистра финансов России Сергей Шаталов пару месяцев назад сказал, что единственный выход – унифицировать ставки акцизов в рамках Таможенного союза, поскольку «алкогольное лобби в Казахстане довольно сильное. Поэтому придётся проявить политическую волю… Надеемся, что она будет проявлена». На что российский же эксперт Ринат Абдалимов ехидно заметил: «Горбачёвско-лигачёвская антиалкогольная кампания тоже была проявлением политической воли. Только когда её принимали – никто не считал, каким будет похмелье. Сегодня – сложнее. Потому что в нынешних условиях бороться с алкоголизацией населения уже труднее».

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

Согласно информации от Всемирной организации здравоохранения, граждане Казахстана стали пить меньше. Если 2003-2005 годах мы употребляли 11,3 литра спиртного на печень населения в год, то 2009–2010 уже 10,3 литра. В 2014-м – 10,1. Трезвеем потихоньку?

Кстати, в последние 5–7 лет в отечестве стало набирать силу производство вина и крепких спиртных напитков в частных подворьях. Гонят там понемногу, но качественно. Среди производителей уважаемые люди, занимающие высокие посты. Почему они не могут официально конкурировать с импортом, читайте в следующем номере

Кстати, анекдот:

– Ты кто?

– Самогон.

– Гнать тебя надо!..

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров