В Казахстане только один из десяти автомобилей покупают в кредит

Качество автокредитов улучшается, но это происходит не из-за сокращения задолженности, а за счёт роста самого портфеля автокредитования на 36,5%.

В Казахстане только один из десяти автомобилей покупают в кредит, сообщается в обзоре аналитического центра Первого кредитного бюро. 

"Кредитование и меры государственной поддержки важны, но не являются импульсом к росту количества сделок. Темпы роста портфеля автокредитования снижаются по сравнению с доковидным уровнем, но остаются на высоком уровне", – отмечают аналитики.

Они оценили высокий потенциал рынка в этом сегменте, где позиции игроков ещё не обозначены однозначно. Доля в выдаче автокредитов микрофинансовых организаций достигает 37% за счёт кредитования новых автомобилей в дилерских центрах и автосалонах.

"В Казахстане с 2015 года действует программа льготного автокредитования, целью которой является рост сбыта отечественной продукции населению за счёт снижения конечной стоимости оформляемой в кредит продукции. Всего за время действия программы на реализацию программы Банка развития Казахстана было направлено 82 млрд тенге. Государственная программа поддержки для рынка важна, но не критична", – говорится в сообщении.

В целом объём выдачи автокредитов в Казахстане растёт так же, как и средний чек.

"Растёт и спрос: количество выданных займов по итогам января-апреля 2021 года на 24,3% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Это, в свою очередь, ведёт к росту портфеля, что говорит о том, что казахстанцы активнее набирают новые автокредиты, чем гасят уже имеющиеся. Общий объём портфеля автокредитования за 12 месяцев увеличился на 36,5%, достигнув 818,1 млрд тенге", – сообщили эксперты.

Наиболее активно пользуются автокредитом в южных регионах, менее – на западе.

В аналитическом центре Первого кредитного бюро считают, что качество автокредитов улучшается, но это происходит не из-за сокращения задолженности, которая остаётся стабильной, а за счёт роста самого портфеля. На 1 мая 2021 года объём займов с просрочкой составил 74,2 млрд тенге, в том числе с просрочкой в 90 и более дней – 44,1 млрд тенге.

"В большинстве регионов республики серьёзной конкуренции у банков нет. Достаточно высокая доля МФО как в общем портфеле, так и в текущих выдачах только в двух крупнейших городах Казахстана – Нур-Султане и Алматы. Несмотря на рост автокредитования и реализацию госпрограмм, автопарк республики остаётся достаточно старым. По данным Бюро национальной статистики, 64,3% от общего количества зарегистрированных в республике легковых автомобилей – старше 10 лет", – говорится в обзоре аналитиков. 

Ситуация на рынке способствует росту производства: по итогам четырёх месяцев объём выпущенных легковых автомобилей вырос на 8,5%. 

Новости партнёров