Олжас Худайбергенов: Система нацпроектов растормошила систему госуправления

Эксперт надеется, что в системе госпланирования произойдут перемены и отпадёт необходимость утверждать нацпроекты через президента.

Экономист Олжас Худайбергенов прокомментировал работу правительства РК над национальными проектами развития, которые 13 октября утвердил президент Касым-Жомарт Токаев. 

"Изначальная идея перехода к нацпроектам была в том, чтобы уйти от размытых госпрограмм и большого числа показателей к конкретным задачам. И, конечно же, решить вопрос с утверждением финансирования – госпрограммы требовали дополнительного согласования, а в нацпроектах предполагается, что допсогласований не потребуется. По сути, в обоих случаях идёт попытка сделать госаппарат быстрее и эффективнее", – написал Олжас Худайбергенов на своей странице в Facebook.

Он отметил, что полный эффект идеи перехода к нацпроектам не реализовался, но подчеркнул, что сдвиг всё же есть, особенно в части утверждения финансирования нацпроектов.

"Я принципиально старался дистанцироваться от участия в обсуждении этих нацпроектов, чтобы понять, насколько система госуправления способна сама менять – ведь это же классный эксперимент в режиме реального времени. Министерства пытались ломать себя, пытаясь написать нацпроекты по-новому, не как госпрограммы. Первые версии нацпроектов отражали непонимание того, как надо писать по-новому, но последующие попытки родили некоторый симбиоз между старым и новым – у некоторых министерств больше в сторону нового, у некоторых в сторону старого. Причём в обоих случаях налагается груз накопившихся проблем в отраслях, а также излишнее межведомственное согласование", – считает экономист.

По информации Олжаса Худайбергенова, руководство страны хотело более высокое качество документов, но было решено утвердить нацпроекты с возможностью последующего изменения.

"Разработка нацпроектов однозначно зависит и от кадрового состава правительства. Например, нацпроект МЦРИАП получился ближе к новому формату, а вот нацпроект МСХ ближе к старому формату. В любом случае, чётко вырисовалась одна проблема – прежняя практика заносить президенту на подпись то, в чём достигнут компромисс между всеми участниками обсуждения. Хотя это неправильно, тем более, что часть дискуссантов вообще не должны участвовать", – высказал мнение Олжаса Худайбергенова.

Он выразил надежду, что в последующем будут выигрывать целостные конструкции, а не то, что рождает компромисс.

"В целом, система нацпроектов растормошила систему госуправления и, надеюсь, что состоятся последующие кадровые изменения, которые приведут к ещё большим изменениями в системе государственного планирования, вплоть до отмены необходимости утверждать нацпроекты через президента", – заключил экономист.


Читайте также:


 

Новости партнёров