Прямой эфир Новости спорта

Околонаучные эксперименты

С приходом нового ректора Серика Пралиева в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая начались почти революционные перемены. Профессоров и преподавателей увольняют, объединяются кафедры и упраздняются лаборатории. Объясняется это просто – в вузе сократился прием абитуриентов. Однако при этом число начальников, заместителей начальников, секретарей и…
С приходом нового ректора Серика Пралиева в Казахском национальном педагогическом университете им. Абая начались почти революционные перемены. Профессоров и преподавателей увольняют, объединяются кафедры и упраздняются лаборатории. Объясняется это просто – в вузе сократился прием абитуриентов. Однако при этом число начальников, заместителей начальников, секретарей и помощников выросло настолько, что они уже просто не умещаются в здании главного корпуса.

Поиски ответа на вопрос, что за реорганизация проходит в вузе, начались с телефонных опросов. В приемной ректора меня отправили к помощнику ректора. В свою очередь, он ответил, что вообще не владеет никакой подобной информацией и дал мне телефон проректора по учебной части, последний же перенаправил меня к заведующему одной из лабораторий, где мне дали еще пять каких-то телефонов, и в конце концов, позвонив по одному из них, я попала в квартиру к преподавателю из политеха. На мой письменный запрос ректору я ждала ответ почти месяц. И получила его только после того, как простояла около двух часов в приемной первого проректора. И что вы думаете? Первый проректор меня так и не принял. Он сослался на то, что очень занят и готовится к очень важному заседанию. А напомнить о запросе мне удалось, только когда Мубарак Ермагамбетов случайно вышел в коридор. Все мои попытки поговорить с начальником отдела кадров или, как его теперь называют, начальником управления кадрового и документационного обеспечения тоже не были успешными. «Я бы с удовольствием ответила на ваши вопросы, но руководство мне сказало, что это не мой уровень», – ответила заместитель начальника управления документации Гульзат Маликовна.

Между тем в вузе уволены профессоры и преподаватели. Сокращение коснулось лабораторий экспериментальной физики, учебного телевидения и природных ресурсов. Новый ректор объединил такие подразделения, как кафедры ядерной и теоретической физики. Как выяснилось позже, они, оказывается, «непрофильные и непедагогичные». Однако таких «педагогичных» факультетов, как экономический и юридический, реорганизация почему-то не коснулась. «На физико-математическом факультете были объединены две физические кафедры и две математические. Но это еще не самое страшное. Хорошо еще математические кафедры с физическими не объединили. Меня сократили, но я не в обиде на нового ректора. Он все же сохранил мой кабинет, где я проводил научные работы. Ведь для меня, как для профессора, важно, чтобы студенты учились хорошо, а что там за реструктуризация в управленческом аппарате вуза – это меня не волнует. Если Министерству образования угодно, то пусть содержит дорогостоящие штатные единицы», – выразил своё мнение бывший заведующий кафедрой ядерной физики Канат Мукашев.

Первый проректор сообщил, что под сокращение попали всего 25 человек, являющиеся пенсионерами и совместителями, имеющими основное место работы в других вузах и организациях, что составляет 1% от общей численности профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала университета. Однако только в одной лаборатории экспериментальной физики были уволены около 20 человек. А таким сотрудникам, как Розе Елжановой, Галине Щербаковой, Абылу Мурадову, которые отдали этому вузу более 15 лет, до пенсионного возраста еще далеко, и работа в вузе у них была основной. В сентябре, когда сотрудники лаборатории вернулись из отпусков, о сокращении ходили только слухи, никакого официального уведомления никто не получал. Затем 16 сентября им принесли выписку из приказа от 1 сентября, где было сказано о сокращении, но фамилии не указывались. Работников лаборатории попросили поставить свои подписи на этой странной бумаге, причем задним числом. Они возмутились и рядом с подписью все-таки поставили дату. После этого их сократили.

Вот что ответил на это первый проректор: «Прием абитуриентов в КазНПУ им. Абая за последние годы существенно сократился. Так в 2008/2009 учебном году прием абитуриентов составил 1911 человек по дневной форме обучения и 909 человек по заочной форме обучения, тогда как в 2005/2006 учебном году прием составил 4277 человек по дневной форме обучения и 1848 человек по заочной форме обучения. Поэтому в целях оптимизации учебного процесса была проведена реорганизация некоторых структурных подразделений…»

Только вот не понятно, почему же при этом административный персонал в вузе отличается просто «кроличьей» плодовитостью? Сегодня он занимает два этажа в главном корпусе, а кое-какие управления вообще расположились в других зданиях вуза. Управление по науке (УН) и распухший до невероятных пределов чиновничий аппарат Административно-хозяйственного управления (АХУ) переехали в семиэтажное здание рядом с главным корпусом. А плац для начальной военной подготовки превратился в площадку для парковки машин АХУшников и УНушников.

Но, по мнению г-н Ермагамбетова, этот разбухший на казенных харчах, бюрократический аппарат необходим для непрестанного улучшения дел в образовании.

– Обязательным условием реализации кредитной технологии согласно указанным нормативам является наличие офиса регистрации, центра тестирования, что считается непременными атрибутами во всех вузах республики. В связи с этим для успешного решения задач кредитной технологии обучения в КазНПУ в результате объединения функционировавших ранее отделов и подразделений создано восемь управлений: кадрового и документационного обеспечения, финансово-экономическое, послевузовского образования, регистрации, контроля и оценки, учебное управление, управление наук, управление международного сотрудничества, административно-хозяйственное управление. Данная административная мера не противоречит Закону РК «Об образовании».

Хотя если прием абитуриентов сократился почти в три раза, то докторантов в вузе можно просто пересчитать по пальцам. Неужели эта небольшая группа обучающихся по кредитной технологии нуждается в восьми управлениях, занимающих более чем два этажа главного корпуса вуза?

Но освобожденный от должности ответственного секретаря МОН РК Серик Пралиев, видимо, привык мыслить масштабно. Количество управленцев настолько выросло, что студентам, несмотря на то, что их число сократилось на треть, уже не хватает кабинетов для занятий.

Новый ректор сказал сотрудникам вуза, что всерьез подумывает начать строительство нового корпуса. По словам инженера лаборатории экспериментальной физики, он даже мерил шагами длину и ширину здания лаборатории и рядом стоящего корпуса. Но под землей возле этих зданий расположены два ускорителя: электронный и ионный, которые давно нуждаются в ремонте. Запчасти для них когда-то собирали по всему Советскому Союзу, а их стоимость превышает миллионы тенге. Однако это может не остановить Серика Пралиева. А ведь еще совсем недавно с помощью этих ускорителей университет осваивал новые технологии радиационной обработки материалов с использованием электронных пучков и гамма-излучения.

И это в то время, когда одной из задач, поставленных президентом РК, является формирование основ «умной экономики», использование новых идей и подходов, развитие инновационной экономики. В Послании народу Казахстана однозначно сказано, что сегодня очень важно внедрять новые инновационные технологии, чтобы войти в число самых развитых и конкурентоспособных государств мира. Но, вероятно,

КазНПУ туда не торопится.

Рисунок Ибрагима КУБЕКОВА

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров