Помню недавно, когда закончил свой жизненный путь великий киргизский писатель Чингиз Айтматов, целые развороты казахских газет были отведены под соболезнования и воспоминания огромного количества представителей казахской интеллигенции, кто был так или иначе знаком с покойным. Это было большое горе и для нашего народа наравне с киргизским. Ушел наш старший брат. Мы до сих пор переживаем горечь утраты.

Но абсолютно иной и где-то даже ожидаемой оказалась реакция казахского общества на смерть другого великого писателя современности – Александра Исаевича Солженицына. Такое ощущение, что его и вовсе не существовало. Ни воспоминаний, ни теплых слов в казахских изданиях. Лишь одна газета «Туркестан» решилась поместить статью о покойном – «Угасла лампада жизни Солженицына». Но зато какую. Автор Жанибек Шагатай пишет:

– Во вторник Москва прощалась с великим русским писателем А.И. Солженицыным. За рождением неминуемо следует смерть. Это закон природы, перед которым мы все равны. У мусульман существует давняя традиция – перед тем, как тело покойного будет предано земле, у окружающих его трижды спрашивают: есть ли у покойного долги перед живыми? Поскольку считается, что человек должен покинуть этот бренный мир, рассчитавшись по всем долгам. Чтобы предстать перед Всевышним чистым, как только что народившийся младенец. И поэтому каждый мусульманин, вне зависимости от пройденного жизненного пути и невзгод, которые ему встречались на этой дороге, желает уйти в мир иной тихо и мирно, со светлой памятью о себе. Но может ли такую добрую память оставить Солженицын в сердцах миллионов казахов? И далее автор напоминает:

– В 1990 году в сентябре двадцатисемимиллионным тиражом выходит в свет манифест Солженицына «Как нам обустроить Россию», полный шовинистических и имперских измышлений, носивший явно оскорбительный характер для многих народов бывшего СССР. В своем манифесте Солженицын называет Казахстан «мягким подбрюшьем России», некоторые области республики относя к российским землям. Подливая тем самым воду на жернова мельницы Жириновского и его товарищей. И здесь же следует вспомнить и другую его статью «Поссорить родные народы», опубликованную совсем недавно в газете «Известия», где он отрицает сам факт геноцида 1932-1933 годов против украинцев и казахов. Хотя Солженицын должен был прекрасно понимать, что такая куцая полуправда, когда признаются сталинские репрессии против русского народа, но при этом отрицаются факты кровавого красного террора и геноцида против малых народов СССР, не принесет ему уважения здравомыслящих читателей. И по этой причине Солженицын остается навечно должником перед украинским и казахским народами…

И еще одна статья, пройти мимо которой просто невозможно. Сенсационный архивный документ увидел свет в №№ 236-237 газеты «Егемен Казахстан» от 5 августа 2008 года. Нет смысла, выясняется, ломать копья вокруг переименования города Петропавловска, поскольку он уже давно так переименован. И вот что об этом говорится в материале Жаксыбая Самрата «Официально переименован в «Кызылжар»:

– 26 июня в газете «Егемен Казахстан» была опубликована статья «Найти разумное решение», вызвавшая огромный отклик в читательской среде. К нам шли письма из Астаны, Алматы, Кызылжара, в числе которых было и письмо сотрудников Северо-Казахстанского областного архива, в котором дана выписка протокола собрания, официально подтверждающая факт переименования Петропавловска еще в далеком 1925 году. Цитируем документ: «Выписка из протокола № 38 заседания президиума Акмолинского губисполкома, города Петропавловск от 18 июля 1925 года. О переименовании города Петропавловска. В связи с тем, что городу присвоено наименование в честь «святых Петра и Павла» и что наименование, безусловно, не соответствует духу времени и принимая во внимание значение города как губернского центра Казахской республики, имеющего свое революционное прошлое, войти с ходатайством в КазЦИК о переименовании г. Петропавловска в город Кызылжар (в переводе на русский язык Красный Яр).

После чего на заседании высшего руководящего органа, которым в то время являлся Центральный исполнительный комитет Казахской республики, 12 сентября 1925 года принимается окончательное решение об официальном переименовании города Петропавловска.

Ну что еще надо? Какие после этого нужны еще дополнительные доводы в пользу названия Кызылжар? А мы следуем дальше, полагая вслед за сенатором Гарифоллой Есимом, что название «Казахская республика» может еще вернуться.

– Я не особо удивлюсь, – пишет он в своей статье, опубликованной в газете «Жас Казак уны»,- если назавтра наша отчизна будет называться Казахской республикой или Казахией. Нужно только время. И, может быть, потребуется референдум. Здесь не надо торопиться. В этой связи мне приходит на память 91-метровый монумент «Казахскому народу», установленный на десятилетие празднования Астаны. Я верю: в будущем граждане нашей страны будут называть себя не казахстанцами, а казахами. Уже сегодня слово «казах» обозначает не только этническую, но и гражданскую принадлежность. Достаточно посмотреть на наших ученых, творческих работников, спортсменов, выезжающих за границу. Везде их именуют казахами. И поэтому для нас приоритетным на сегодня становится изучение родного языка и его широкое распространение в обществе. Требование к казахам между собой разговаривать только на родном языке уже устарело. Это было актуально вчера. А сегодня для нас более важно, чтобы на государственном языке изъяснялись между собой чиновники. Чтоб на нем велось делопроизводство.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter