Жёсткая критика главы государства в адрес полиции, не справляющейся с ростом дорожно-транспортных происшествий, в очередной раз подняла вопрос о необходимости ужесточения наказаний за пьянство за рулём и другие грубые нарушения Правил дорожного движения вплоть до введения уголовной ответственности. То, с каким энтузиазмом МВД, Генпрокуратура и законотворцы принялись обсуждать поправки и дополнения в законы, ясно даёт понять, что вскоре они будут приняты. Но как ими будут пользоваться рядовые сотрудники на местах, и не станет ли повышение ответственности новым полем деятельности для мздоимцев, по-прежнему остаётся вопросом.

СТАТИСТИКА – ЧТО СВОДКИ ФРОНТОВЫЕ

Требование Нурсултана Назарбаева раз и навсегда разобраться с аварийностью на дорогах страны вызвало поддержку и оживлённое обсуждение в обществе.

– В прошлом году на дорогах погибли 2 тысячи 145 человек. В этом году уже за 9 месяцев – 2 тысячи 273 человека. Увечья получили – 22 тысячи человек. Битва идёт, как в Сирии, гибнут люди, – отметил президент.

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

Только за восемь месяцев текущего года дорожная полиция страны задержала 32 тысячи водителей, которые управляли транспортными средствами в нетрезвом состоянии. А всего за последние пять лет сотрудниками дорожной полиции было задержано более 330 тысяч пьяных водителей.

Особое внимание глава государства уделил нетрезвым водителям, потребовав ужесточить наказание за лихачества подшофе. Министерства и ведомства сразу же откликнулись на это требование. В пресс-службе МВД сообщили, что вскоре управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения перейдёт из разряда административных правонарушений в разряд уголовно-наказуемых, и «за совершение этого нарушения предлагается предусмотреть арест до шести месяцев с лишением права управления на два года, либо исправительные и общественные работы до трёхсот часов». За рецидив ответственность будет увеличиваться кратно.

НО ЖДЁМ НЕ ТОЛЬКО ПЛЮСЫ

С тем, что пьяные водители представляют реальную угрозу, согласны все. Но далеко не все видят в ужесточении наказаний панацею.

– Ужесточение наказания повлияет не на всех, но на определённую часть – безусловно, – считает президент психоаналитической ассоциации Анна Кудиярова. – Потому что людям присуще ещё и чувство страха. Они боятся. В том числе боятся и наказания, и поэтому кое-кто будет думать об этом. Поэтому должна быть реальная сумма штрафа и реальное наказание. Не так, чтобы за 5 тысяч тенге можно было бы откупиться. То есть, если сказано, то это должно быть сделано, в чём я, конечно, в определённой доле сомневаюсь, учитывая наши обычаи и традиции. Люди, которые нарушают правила, – это те, которые бессознательно перепроверяют, а насколько отцовская власть сильна? Насколько мы отцу – своему государству можем доверять? Насколько он сильный. И когда государство говорит: «Вот, это мои законы, и ты должен отца слушаться…», вы знаете, многим это понравится, и многие присмиреют. Потому что всем нравится иметь сильного и доброго отца.

Аналогичного мнения придерживается глава Независимого автомобильного союза РК Эдуард Эдоков.

– Я всегда придерживался мнения, что пьянство за рулём нужно наказывать жёстко и даже жестоко, – говорит он. – Потому что они не только причиняют себе увечья, но и уносят жизни и калечат невинных людей. Но, на мой взгляд, должно быть, как в Европе, в США, то есть должен существовать показатель допустимого содержания алкоголя в крови. Если же норма будет превышена, очень важно, чтобы наказание действительно пьяных людей за рулём было жестоко и неотвратимо. Вот тогда народ быстренько научится вести себя за рулём культурно. А у нас бывает, что ты выпил хоть кружку кваса, хоть полбутылки водки, можно отмазаться и в первом случае, и во втором. Здесь дело только в цене вопроса. И если не будет неотвратимости наказания, пока будут существовать звонки другу и разные всякие корочки, как бы всё ни ужесточалось, серьёзного результата не будет. Конечно, какая-то часть автолюбителей, не очень большая, подумает, прежде чем сесть за руль пьяными, но пока будет возможность развести на месте, серьёзных изменений в этой ситуации я не вижу.

БЕЗ ЭНТУЗИАЗМА

Рядовые дорожные полицейские относятся к грядущим поправкам в закон и ужесточению наказания за управление транспортом в нетрезвом виде несколько безразлично.

– Нам дают приказ, а мы его выполняем, – говорят они. – Да, наверное, кто-то, кто раньше себе это позволял, не станет больше садиться пьяным за руль. А те, кто там, наверху, наши «небожители» с корочками, родственниками – агашками, молодёжь золотая… Такие как ездили пьяными, так и будут. Порою за одну ночь двух – трёх таких задерживаешь, и начинается круговерть – звонок за звонком, ходок за ходоком, всеми правдами и неправдами на командиров выходят, пугают, угрожают. Да все знают, как это бывает. Дают приказ откуда-нибудь сверху, и приходится отпускать. Работу терять не хочется. Короче, попадать, как и прежде, будут в основном простые люди.

 

А непосредственного вступления в силу поправок в закон инспекторы вообще ждут с опаской. По их словам, как только это произойдёт, особенно в первое время, чтобы отчитаться о положительном эффекте, первая позиция (так между собой называют задержание нетрезвого водителя инспекторы) по указанию из МВД станет чуть ли не единственной, и требовать сдать «алкаша» в смену будут ещё более строго.

В первую очередь это отразится на автолюбителях, которых при малейшем подозрении будут тащить на освидетельствование, что никому не доставляет удовольствия.

– Помимо ужесточения наказания нужно всю систему менять, – рассуждает водитель с 23-летним стажем Сергей Демьянченко. – Полиция расценит эти новшества как очередной рычаг давления на автолюбителей и просто увеличит таксу за «договоримся на месте?». И вести они себя будут гораздо увереннее и наглее, потому что понимают, что никому судимость, даже за вождение в нетрезвом виде, не нужна. Так и получается, что вроде стремление и ход мыслей правильные. Пьяный за рулём – преступник. Но как будет на практике, есть ли механизмы контроля за инспекторами, и кто этим будет заниматься – не понятно. А они на экспертизе что угодно при желании могут сделать. И трезвого в пьяные записать.

МЫ – РАЗНЫЕ

Наркологи возможность сговора с нечистыми на руку полицейскими категорически отрицают.

– Каждый врач экспертизы прекрасно понимает, что любое слово, любая запятая из его заключения может стать предметом судебного разбирательства, – говорит заведующий медэкспертизой Алматинского городского наркологического центра медико-социальной коррекции Кирилл Гибалов. – Именно поэтому к постановке диагноза мы подходим очень тщательно. И люди, которых к нам доставляют, должны понимать, что мы и полиция – два совершенно разных ведомства, не зависящих друг от друга. Нам не имеет смысла писать, что трезвый человек пьян. Проведя медицинское освидетельствование, мы готовим заключение, которое впоследствии передаём инспектору. Но прежде мы знакомим с ним испытуемого и детально объясняем всё, в том числе особое внимание обращаем на то, какое заключение выставлено. Только после этого испытуемый расписывается. Даже если человек указывает, что, к примеру, вчера употреблял алкоголь, но клинических данных этого нет, пусть даже прибор показал, к примеру, 0.1 промилле, мы даём заключение, что, да, алкоголь присутствует, но человек трезв.
_____________________________________________________________________________________

Промилле, штрафы, сроки

В то время как казахстанские законодатели решают вопрос о введении уголовной ответственности и повышении штрафов для водителей, позволяющих себе сесть за руль подшофе, во многих странах такая практика уже действует и небезрезультатно. В большинстве из них разрешается наличие определённой дозы алкоголя в крови, но стоит только превысить норму и пренебречь законом, как штрафы становятся заоблачными, да и до тюрьмы не далеко.

В плане нетерпимости к употреблению алкоголя за рулём лидируют Чехия, Венгрия, Словакия и Румыния. Здесь утверждена так называемая «нулевая толерантность к алкоголю». То есть если прибор выдаст любой показатель выше 0,0 промилле, водителя штрафуют, не принимая никаких объяснений. В зависимости от показаний алкотестера штраф может составить от 200 до 470 евро.

Прежде подобные нормы применялись и в Хорватии, однако впоследствии под напором туркомпаний правительство было вынуждено отказаться от них. Теперь закон «нулевой толерантности» действует только в случае ДТП. В остальных ситуациях допускается наличие в крови 0,5 промилле, что приблизительно соответствует употреблению 40 граммов водки либо бокала вина. Штраф за превышение нормы сравнительно небольшой – 70 евро.

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

8 октября 1967 года в Великобритании впервые был принят закон, регламентирующий содержание алкоголя в крови водителей, тогда же стали применяться измерительные трубки. Спустя 10 лет эксперты установили, что благодаря этому закону удалось спасти от гибели на дорогах более 6 000 человек.

По общеевропейской системе ПДД допустимый уровень содержания алкоголя не должен превышать 0,5 промилле. Такая норма установлена почти во всех странах Западной Европы. Однако автолюбителям со стажем менее двух лет и водителям такси садиться за руль даже с небольшим содержанием алкоголя в крови запрещено. Если произошла авария, наказание грозит при любом отличном от нуля содержании алкоголя. В Германии прилично выпивший водитель, попавшийся впервые, платит 500 евро, второй раз – 1000 евро, третье нарушение обходится в 3000 евро.

В Англии безнаказанно можно употреблять до 0,8 промилле, это почти 2 бокала вина. Но именно здесь самые большие в Европе штрафы за нетрезвое вождение – 7200 евро.

В стране дорогих вин – Франции – за вождение в нетрезвом виде водителю грозит повестка в суд и штраф от 135 евро до 0,8 промилле, 4500 евро за превышение 0,8 промилле и до 30 тысяч евро, если произошло ДТП. В случае тяжких последствий аварии – 150 тысяч евро и 10 лет тюрьмы. Мало того, все автомобилисты Франции должны возить с собой набор для проверки на содержание алкоголя в крови. Выходя из ресторана, автолюбитель обязан воспользоваться им, прежде чем сесть в автомобиль. Отсутствие при себе такого набора влечёт штраф.

 В Америке любители горячительных напитков могут сесть в тюрьму на срок от шести месяцев до одного года и подвергнуться длительному лишению водительских прав. Допустимое содержание алкоголя в крови – 0,8 промилле. Водитель, впервые пойманный в нетрезвом виде, но не ставший причиной аварии, отделается штрафом в 300 долларов и лишением прав на полгода. Если он попадается полицейским второй раз в течение десяти лет, штраф может доходить до пяти тысяч долларов, в третий – до 10 тысяч долларов. Если нетрезвый водитель стал причиной ДТП со смертельным исходом, он может получить до 10 лет тюрьмы, в зависимости от законодательства того или иного штата нормы могут быть разными.

В Китае закон особенно суров. Одного водителя, который устроил, будучи нетрезвым,  ДТП с летальным исходом, приговорили к смертной казни. Если же автолюбитель просто пойман в пьяном виде и участником неприятных дорожных ситуаций не стал, то ответственность всё равно будет уголовная – лишение свободы на срок от 1 месяца до 6 и лишение прав на три года.

Аналогичное наказание и в Таиланде. Нетрезвого виновника аварии, в которой погибли люди, могут приговорить к высшей мере наказания.

Но больше всех отличились японцы. Стоит полицейскому обнаружить у водителя более 0,03 промилле алкоголя в организме, как ему выпишут огромный штраф и лишат прав на долгий срок. Если нетрезвый виновник аварии скрылся с места ДТП, то права отберут на 10 лет. В этой стране вообще действует «сухой закон» для водителей. Мало того, наказывают не только самих пьяных водителей, но и пассажиров, севших к ним в автомобиль. Если водитель окажется нетрезвым, каждый его совершеннолетний пассажир должен заплатить штраф, эквивалентный 3000 долларов. Водителю же грозит, как минимум, 8700 долларов штрафа или пять лет тюрьмы.

Из стран постсоветского пространства на сегодня дальше всех шагнула Беларусь. Здесь разрешена норма 0,04 промилле. Но стоит её превысить, и уже в первый раз водитель заплатит до 12 500 долларов и лишится прав на три года. За рецидив могут отправить в тюрьму. В отдельных случаях предусмотрена конфискация у нарушителя транспортного средства в пользу государства.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter