Прямой эфир Новости спорта

Новые железные дороги: инфраструктурное развитие

Совсем недавно на строящихся железных дорогах Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь станциях Косколь и Майбулак в Карагандинской области, Тассай в Актюбинской области были уложены последние звенья рельсошпальных решёток главных путей и состоялась стыковка главных путей. Строители вели работы в круглосуточном режиме с июля 2012 года. В результате 1200 км магистральных путей были уложены в рекордные сроки – 16 месяцев. На стройки было мобилизовано более 5 тысяч человек и 3000 единиц техники, отсыпано 46 миллионов кубических метров земляного полотна, построено 500 водопропускных труб, 37 мостов.

Совсем недавно на строящихся железных дорогах Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь станциях Косколь и Майбулак в Карагандинской области, Тассай в Актюбинской области были уложены последние звенья рельсошпальных решёток главных путей и состоялась стыковка главных путей. Строители вели работы в круглосуточном режиме с июля 2012 года. В результате 1200 км магистральных путей были уложены в рекордные сроки – 16 месяцев. На стройки было мобилизовано более 5 тысяч человек и 3000 единиц техники, отсыпано 46 миллионов кубических метров земляного полотна, построено 500 водопропускных труб, 37 мостов.

Теперь строительство перешло в новую фазу – развитие инфраструктуры, обустройство станций и разъездов, при этом стройматериалы и оборудование для продолжения стройки доставляется рабочими поездами – по уложенным путям.

– Нашей главной задачей в прошлом году было – уложить главный путь, чтобы обеспечить сквозное движение рабочих поездов, – говорит вице-президент АО «НК «ҚТЖ» Адельша Ермуханов. – Работа была очень напряжённой, но мы создали необходимые условия для доставки всех материалов железнодорожным транспортом. Если бы не было пути, то в условиях бездорожья мы не смогли бы доставить такое количество материалов и в сжатые сроки выполнить значительный объём строительно-монтажных работ. И это гарантия успеха при выполнении программ текущего года.

Вдоль новых железнодорожных линий возводится 48 новых станций и разъездов, строятся линии электропередач, производственные здания и сооружения, жильё. Создаётся 3 500 постоянных новых рабочих мест.

Уже в этом году по магистрали ожидается открытие движения грузовых поездов. Первоначально планировалось, что это произойдёт в ноябре.

Сложности всегда были и будут, но есть руководители подрядных организаций, которые принимают решения и обеспечивают выполнение поставленных задач.

Эти линии кратчайшим путём свяжут Восточные и Западные ворота страны: станцию Достык и порт Актау, оптимизируют маршруты доставки промышленных грузов в направлении север – юг. Путь поездов с востока на запад страны станет короче на 1000 км. Это существенный аргумент в деле привлечения дополнительных транзитных грузопотоков. Длина дороги Аркалык – Шубарколь 214 км. Жезказган – Бейнеу – это самый протяжённый железнодорожный участок, который будет построен за годы независимости нашей страны – около 1000 км.

Наши корреспонденты проехали вдоль строящейся магистрали от Шалкара до Бейнеу и посмотрели, как здесь организованы работы.

ШАЛКАР – БЕЙНЕУ

– Для выполнения основной задачи этого года по открытию грузового движения по всей трассе от станции Шалкар в Актюбинской области до станции Бейнеу в Мангыстауской всё строительство поделили на два пусковых комплекса, – говорит начальник управления по строительству участка Шалкар – Бейнеу Маратбек Мурзагулов. – Первый – работы этого года, в течение которого мы должны полностью обустроить главный путь магистрали общей протяжённостью 496 километров, все 7 станций и 12 раздельных пунктов.

Основные объекты будут сооружаться в этом году на Тассае – основной станции магистрали. Здесь появится вокзал на 50 человек. РЭП дистанции пути, где будут располагаться путевая техника, дрезины. Подстанция, пост ЭЦ, пожарное депо на 2 пожарные машины, здание ПТО и ТОР для техосмотра и проведения текущего и отцепочного ремонта вагонов.

Вокзалы на станциях Байкадам, Шукыр, Курсай, Сам, Туруш, Ногайты будут рассчитаны на 20–30 пассажиров и совмещены с постами ЭЦ. На разъездах будут сооружаться посты ЭЦ модульного типа, здесь же дежурный по станции на мониторах сможет отслеживать близлежащие перегоны. Будут установлены светофоры, устройства для перевода стрелок, датчики прослеживания прохода поездов, оборудование для контроля подвижного состава, радиосвязь. Подрядные организации уже приступили к укладке магистрального кабеля ВОЛС.

К 20 июля от энергосистемы Актобе запланирована подача напряжения по линии от Шалкара до Тассая. Помимо этого будет строиться продольное электроснабжение. В этом году должны построить системы АБ – автоблокировка и ПЭ для обслуживания станции.

СДЕЛАНО НЕМАЛО. ПРЕДСТОИТ ЕЩЁ МНОГО

Именно так прокомментировал нашему корреспонденту выполненные работы в прошлом году и планы на предстоящие месяцы директор филиала ТОО «Теміржол жөндеу» – СМП «Шалкар» Сакен Рахметов.

– Наша компания «Теміржол жөндеу» является генподрядчиком на строительстве магистрали Шалкар – Бейнеу. Для выполнения задания созданы два участка: Шалкар – Тассай и Тассай – Бейнеу. СМП «Шалкар» выполняет работы по устройству верхнего строения пути, укладке рельсо-шпальной решётки, стрелочных переводов, устройству песчаной подушки, балластировке щебнем. Доводим до проектной отметки, после чего наша работа считается выполненной.

Сам я работаю на СМП «Шалкар» с первого дня, с момента выбора земли под производственную базу. Начинали всё с нуля. Было интересно, когда приехали, здесь была голая степь. Делали акцент на наличие водоснабжения, электрификации, подобрали место, чтобы оно было вдоль строящейся линии и не мешало грузовому движению. Мы занимались созданием филиала, укомплектованием штата сотрудников, строительством и развитием базы, вахтового посёлка, укладывали пути, запасали материалы. Все задачи, которые поставили, были выполнены.

В прошлом году СМП «Шалкар» и СМП «Бейнеу» шли навстречу друг другу, чтобы завершить основные работы по укладке верхнего строения пути, обеспечить к декабрю стыковку. Нами все силы были брошены на сборку рельсошпальных решёток (ршр) на производственной базе, доставку до места укладки и ежедневную укладку решёток.

Выполнить намеченное к определённому сроку было, конечно, очень сложно. Необходимо было укладывать не менее 4 километров пути в сутки. Ежедневно держать этот темп было тяжело. В какие-то моменты казалось, что всё потеряно… Были напряжённые периоды, особенно в последние недели перед стыковкой, обстановка накалялась.

Но мы шли, невзирая ни на погоду, ни на усталость… Было задействовано много подрядных организаций, большое количество техники, людей, инженерных работников, приезжали руководители из Астаны, которые координировали работы. Принимались необходимые кардинальные решения.

Сейчас, когда едешь по этим местам, трудно представить, что всё было выполнено буквально вчера. Всё прошло через наши руки. Стараемся чаще выезжать на дрезине с осмотром пути, чтобы видеть, какие замечания, какие работы необходимо выполнить.

– Расскажите о предстоящих работах.

– Для выполнения поставленной задачи по открытию движения для грузовых поездов согласно первому пусковому комплексу у нас должны быть открыты станции Байкадам, Шукыр и Тассай. На сегодняшний день по всем станциям работы выполнены более чем на 90 процентов.

До станции Компала, расположенной на 184-м километре, перед Тассаем, все работы поочередного развития станций, станционных путей согласно плану путевого развития были выполнены. На этой неделе завершается путевое развитие Компалы, произведена укладка стрелочных переводов. Сейчас идёт ежедневная отсыпка песчаной «подушки». У нас есть накопители, где в прошлом году собрали необходимое количество песчано-гравийной смеси (пгс), сейчас производим погрузку и отсыпку. На сегодня устройство песчаной «подушки» ведётся на 146 километре. Ежедневно задействованы на линии порядка 86 единиц хоппер-дозаторных вертушек. Балластеры производят подъём ршр, при этом создавая толщину «подушки» не менее 20 см. Затем производится балластировка щебнем, который мы получаем со своего Берчогурского щебёночного завода. После отсыпки щебня специальными механизмами обеспечиваем поднятие ршр до проектной отметки. Все материалы для реализации планов имеются, в прошлом году все поставки были завершены и завезены на места.

В ближайшие дни мобильная бригада с классными вагонами, где проживают рабочие, организован пункт питания, передислоцируется на новый участок. Строители переходят на выполнение работ на крупной станции Тассай. Здесь были сделаны корректировки плана путевого развития, что-то оставили в перспективные планы. Количество станционных путей уменьшили с 8 до 5, не считая тупиков и путей, подходящих к зданию рэп.

На этих работах задействованы вахтовым методом порядка 300 человек – монтёры пути, механизаторы.

После завершения работ на Тассае останутся перспективные станции развития, которые не входят в первый пусковой комплекс. Будем, не останавливаясь, продолжать готовить их ко второму пусковому комплексу на следующий год – а это все оставшиеся разъезды. При этом на разъездах Сарыжиде, Аккайтым путевое развитие мы уже выполнили более чем на 90 процентов. Оставшиеся мелкие работы будем продолжать после того, как завершим задачи, поставленные в первом пусковом комплексе.

Участок у нас большой, более 200 километров. На каждом из них надо проводить работы. Ничто нас не сдерживает, техника работает постоянно.

Сделано немало. Но предстоит ещё много. Всё будет выполнено в срок.

БУРАН? РАБОТАЕМ!

В этот день на всём протяжении трассы от Шалкара до Тассая была пыльная буря. Порывы ветра достигали 22–23 метров в секунду, сбивая с ног. Работать в таких условиях опасно. Техника не выдерживала, кран на соседнем объекте отказывался развернуться. Пухляк забивался в сумки и внутренние карманы куртки. Песок поднимался к небу, скрывая всё вокруг.

Но Тассай мы не узнали не по этой причине. В прошлом году в конце лета здесь, в степи, была гордо установлена лишь одна табличка «Тассай». Строители обещали, что к следующему приезду не узнаем место. Так и вышло. К табличке быстрыми темпами примыкает станция. Рельсы и шпалы в три ряда. Подстанция. Вахтовый городок. Фундаменты жилых двухквартирных домов.

Буран заставил технику – КамАЗы, грейдеры и катки – простаивать несколько часов. Но как только ветер чуть стих, директор филиала «АБК-автодорНС» Сагидолла Абжанов потребовал вывести технику на площадку. Здесь утрамбовывается земполотно под строительство новых зданий и сооружений.

– Дорога каждая минута. Пока солнце не село, надо работать! Наша задача – отсыпать 220 тысяч кубов земли. Сейчас работают 19 машин, 2 бульдозера, 3 катка, 2 грейдера, 3 поливочные машины – в такой буран придётся часто поливать водой площадку. Сегодня 5 часов стояли, два дня назад тоже 3–4 часа в буран стояли, не могли работать. Сейчас немного утихло и сразу за работу, потому что светлое время суток надо использовать. До конца апреля мы должны закончить свои работы, осталось 5 дней. Управимся, не сомневается строитель.

Он приехал в эти края 16 мая 2012 года из Астаны вместе с дивизионом холдинга BIgroup. В прошлом году под его началом на отсыпке земполотна работали около тысячи человек, обеспечивая выполнение главной задачи по стыковке магистрали. И в этом году выполняют задания в срок и качественно. Если для строительства зданий коэффициент уплотнения земполотна должен быть по проекту 0,98, бригады под началом Сагидоллы Абжанова уплотняют его до коэффициента 1.

ДОГНАТЬ ЛОКОМОТИВ

Казалось бы, что проще – догнать магистральный тепловоз на автомобиле. Если вы едете вдоль строящейся трассы по бездорожью, оказывается, сделать это не так уж и легко. Мы едва поспевали за локомотивом, который хотели сфотографировать на построенном в прошлом году путепроводе недалеко от Бейнеу. Поэтому первый вопрос машинисту о скоростях на трассе.

– На разных участках можно ехать с разной скоростью – 5, 10, 25 километров в час. Максимальная на двух перегонах до 40 км/час. По мостам – 25, по стрелкам – 5 км в час. Нормально едем. Трасса неплохая, – был немногословен машинист компании «Локомотив-2030» Жамбул Наурызбаев.

Приехал на заработки из Алматы, год работает на Бейнеу, вахты у него по 15 дней. Доволен зарплатой и условиями труда. Говорит, что работы много. И ждёт, как через два года здесь будут ходить пассажирские поезда. Сам он с 2002 года на железной дороге, трудился сначала помощником, сейчас машинистом третьего класса. Пока молодой, хочет учиться и повышать квалификацию.

Также доволен работой и житель Бейнеу машинист Уралбай Сиыков. Сетует лишь на то, что во время пыльных бурь песок заметает рельсы. И тогда один способ борьбы – лопата в руки и разгребать.

Эта проблема известна руководству управления строительства, которое направило письмо с предложением запроектировать заградительные сооружения на тех участках, где барханы близко подступают к рельсам.

МОСТЫ И ПУТЕПРОВОДЫ

Один из серьёзнейших объектов на протяжении всей магистрали – путепровод недалеко от Бейнеу на пикете 48+12. Строила его и в конце прошлого года сдала в эксплуатацию «Казстройкомпани». Путепровод возводился на месте пересечения с международной автотрассой на Узбекистан. Его протяжённость 192 метра с пятью большими пролётами на буронабивных сваях. Особенность его в том, что автомобильная дорога пройдёт под мостом, по которому будут следовать поезда. В прошлом году для обеспечения стыковки магистрали и беспрепятственного движения строители уложили примерно 5 километров обводного маршрута. И сейчас вернулись к укладке основного пути.

А «Казстройкомпани» передислоцировалась на другой объект. В настоящее время завершают монтаж моста пролётом 98 метров.

– Мост через речку Ашисай – достаточно серьёзное сооружение. Высота его в самой верхней точке 24–25 метров. На сегодня смонтировано более 60 процентов опор. Планируем к концу мая завершить монтаж пролётных строений, которые изготовили на своей производственной базе в Алматы, – говорит генеральный директор «Казстройкомпани» Адилжан Турсунжанов. – Наша компания имеет лицензию и сертификат на выпуск сертифицированных балок пролётных строений до 45 метров.

На магистрали Шалкар – Бейнеу компания помимо путепровода выполнила и сдала 18 водопропускных труб и скотопрогонов, 7 небольших мостов.

В этом году предстоит приступить к сооружению очередного крупного объекта – путепровода рядом с Шалкаром. Здесь на месте примыкания новой железнодорожной ветки к существующей железной дороге происходит их пересечение с автодорожной трассой. А после пуска движения по новой железной дороге, шлагбаумный переезд через две железнодорожные нити не допускается. Поэтому будет строиться автомобильный путепровод протяжённостью 1350 метров от начала до конца подъездных путей.

– Этот объект как материалоёмкий, так и финансовоёмкий. Приступим к нему во второй декаде мая. Уже началась передислокация жилого городка и спецтехники. Планируем открыть его в начале ноября, – говорит А. Турсунжанов.

Он руководит компанией, которая создана в 2009 году. Имеет производственную базу и офис в Алматы. На различных участках по всему Казахстану задействовано от 270 человек зимой до 600 в летний период. На Шалкар – Бейнеу порядка 150 человек, а через 1–2 декады будет работать на полных мощностях. На этом проекте задействуют 3 бетонных завода. И это оправдано, ведь даже если потребность в бетоне мала, здесь его получить неоткуда, нет поставщиков. Поэтому компания поставила свои бетонные установки.

«ЖЕЛЕЗКА» РАБОТАЕТ НА СЕБЯ… К КОНЦУ ГОДА ЗАРАБОТАЕТ НА ЭКОНОМИКУ

Мы проехали вдоль всей строящейся железнодорожной магистрали. Строители не скрывали, что сейчас на отдельных участках им приходится что-то доделывать из того, что не успели в прошлом году. Поэтому разговор с начальником управления № 1 ТОО «Теміржол жөндеу» Талгатом Бальмухамедовым мы начали именно с этого.

– В декабре прошлого года вы произвели стыковку. Была ли необходимость в таких форсированных темпах?

– Если бы шли по обычной схеме, до сих пор ждали, когда достроится мост, труба, будет пройден сложный участок…

Считаю, что задача была поставлена правильно. И надо было проявить определённую волю, чтобы её выполнить. Мы сделали каркас. Теперь занимаемся его отделкой.

Самое главное – у нас появилось сквозное движение. Внутри работа уже идёт, несмотря на то, что некоторые коммуникационные моменты не были достроены. Мы пустили рабочие поезда по всей магистрали от Шалкара до Бейнеу. Можем проехать на дрезине все 500 километров. Да, были участки, которые надо было подтянуть. Мы это сделали в течение предыдущих 2–3 месяцев. Сейчас достраиваем 3 моста. Но ждать их завершения мы не должны были, поэтому прошли в обход. В мае их закончат и введут в эксплуатацию.

– То есть стыковка не была самоцелью?

– Конечно, нет. Поясню: для работ этого года производился закуп материалов. Нам нужно построить линию АБ и ПЭ – автоблокировки и продольного энергоснабжения. Для этого было закуплено порядка 11 тысяч стоек, производителем которых является компания «Башбетон» (Россия, Башкирия). Представляете, какой огромный заказ! Мы получили его. Привезя эти материалы в Бейнеу, развезли по объектам, которые расположены по плечу более 300 километров. Доставляли их вагонами на станции Жаркум, Туруш, Сам. Многие из стоек даже смонтированы и сейчас производится натяжка проводов в 6 рядов. Была проведена огромная работа – сотни километров проводов, тысячи и тысячи стоек надо было привезти и смонтировать.

Наша «железка» сама на себя работает. Одно дело транспортировать автотранспортом, который берёт 4 трубы, или привезти вагонами, в каждый из которых входит 72.

Работают станции, магистральные локомотивы возят грузы. Сейчас идёт доставка других материалов – железобетонных изделий, различных мостовых конструкций. Пойдут провода, кабель.

Это и есть ответ на вопрос: нужна ли была стыковка? Железная дорога себя уже оправдывает. Такова экономика.

– Задачи этого года сравнимы с тем, что было в прошлом году перед стыковкой?

– Открыть грузовое движение – огромная задача. Это больше, чем стыковка. Предстоят специальные, более технологичные работы. Там была основным отсыпка земляного полотна. Вся насыпь была поделена между подрядчиками, каждый отсыпал свой километр. А здесь по самым современным технологиям необходимо всё поставить, смонтировать, подсоединить, провести пуско-наладочные работы. Закупить оборудование отечественное и импортное – российское, европейское. Его необходимо заказать, доставить, провести монтажные работы. Предстоит положить по всей линии кабели ВОЛС. Всё энергетическое хозяйство поставить. Все объекты СЦБ – должны работать стрелки, светофоры. Поднять разъезды и станции. И чтобы в октябре всё это действовало, друг друга видело, слышало, переключалось. Для железной дороги важна безопасность движения. Не просто бросить рельсы. Открытие движения должно соответствовать всем требованиям безопасности.

Май, июнь, июль, август, сентябрь будут сумасшедше тяжёлыми. Уверены, это можно освоить и сделать. Для этого есть люди, техника, специалисты. Это интересно. Чем напряжённее, тем интереснее работать!

– Какими силами будете выполнять эти задачи?

– Определены подрядчики по всем видам работ. На ближайшие полгода специализированные предприятия – компания «Зейнет» будет заниматься укладкой оптико-волоконного кабеля, «ЦАП» – устройством СЦБ связи, «ТПЭП» – монтаж стоек, натяжка проводов и строительство трансформаторных подстанций, распределительных трансформаторов. Все компании – специализированные предприятия, имеющие соответствующие лицензии на проведение этих работ, с квалифицированным составом коллективов. Смотрели резюме, отзывы о них, выезжали на объекты. Будут и другие компании привлекаться.

– А техника? В прошлом году здесь ходили бульдозеры, самосвалы, то теперь другая?

– Экскаваторов и бульдозеров уже не будет. Будет другая техника, причём новая. Немного другого профиля, связанного с укладкой кабелей, натяжкой проводов, монтажными работами.

Учитывая, что сроки сжатые, будут работать не менее 500 человек. Достаточно много работ по станциям, устройству верхнего строения пути, балластировке всего пути. Работы много. Наша задача всё синхронизировать, на все вызовы отзываться вовремя.

– Уложитесь в отведённые сроки?

– Перед нами стоит задача завершить все работы к октябрю – ноябрю. Думаю, что к этому времени успеем.

И сразу грузы пойдут через Шалкар и Бейнеу на юг – в Кызылорду, Шымкент, Алматы, на запад – в сторону Актобе. А после открытия движения на Сексеул – Жезказган уже и в Центральный Казахстан. Это сокращение расстояния на тысячу километров. Но ещё и по времени – более чем на сутки сократится доставка грузов. Для бизнеса, производства, любой экономики это очень существенные цифры. Если посчитать каждый метр и каждую минуту – это сотни и сотни миллионов тенге в будущем. Будет перестраиваться экономика Казахстана. Откроется для развития целый регион. Появится хорошая связь между Западным, Южным, Центральным и Северным Казахстаном.

КАЗАХСТАНСКИЙ БАМ С МЕЧТОЮ О ГОРОДЕ

Жители Шалкара строящуюся магистраль называют не иначе как казахстанским БАМом. Многие уже получили здесь работу. Кто-то развивает свой бизнес с учётом строительства дороги. Вот построили новую гостиницу – гостей-то теперь много приезжает, селить где-то надо.

Отец главного менеджера управления по строительству железнодорожной линии Шалкар – Бейнеу Сандибека Аманбаева всю жизнь проработал на железной дороге, сейчас на пенсии. Он немногословен и не любит лишних разговоров. Но всегда в курсе новостей о железной дороге, где сейчас работает сын. Поэтому Сандибек старается делиться информацией о том, как идёт строительство, на какую станцию или разъезд уже зашли строители. Тагиберген Аманбаев в прошлом движенец, ему интересно, сколько будет станций, какие пути на магистрали.

А вот в Кызыласкере поначалу были раздосадованы, когда первоначально трасса была запроектирована вдали от аула. И только после того, как железнодорожники скорректировали маршрут, в посёлке был праздник. Здесь понимают, что железная дорога – это жизнь, работа, будущее детей, которые так радостно приветствуют гостей на английском языке. Им доставляет радость демонстрировать свои знания.

– Строительство железной дороги – наша давняя мечта, – говорит аксакал Айткали Жапар. – В прошлом году произошла стыковка, надеемся, что в кратчайшие сроки железная дорога начнёт действовать. Для развития региона строительство магистрали будет иметь большое значение. Она принесёт местному населению много благ, обеспечит работой. Люди смогут ездить по ней в гости в соседние области.

Аксакал рассказал, что сейчас в ауле проживают около 700 человек. Здесь хорошие условия – газ, электричество, телевидение, связь. Теперь будет своя железная дорога. Сам он с 1976 года живет в Кызыласкере. У него 8 детей, почти два десятка внуков.

– Надеемся, с этой дорогой наш посёлок разрастётся. Будем жить, как в городе.

А потому молодёжь не уезжает из родного аула. Перспективы здесь хорошие.

ПОДАРОК ДЕТЯМ

Совсем скоро на новых станциях счастливчики будут справлять новоселья. Одним из важных моментов всего строительства магистрали является жильё и объекты соцкультбыта. На Шалкаре ещё в прошлом году построены 10 домов. На Тассае заложены фундаменты четырёх. На всех остальных станциях по одному жилому коттеджу появится в этом году.

– Около 20 домов в общей сложности будут возведены к концу года, – говорит руководитель проекта ТОО «Онеркасыпкурылыс» и ТОО «АБК» Балгабек Жусупбеков.

Но первыми новоселье будут справлять маленькие шалкарцы. К 1 июня строители готовят для них настоящий подарок.

– Ко Дню защиты детей откроем прекрасный детский сад для 190 ребятишек, – с гордостью сообщает Балгабек Курманбаевич.

Трёхэтажный детсад возводится по очень хорошему проекту. Стены здания из 40-сантиметровых газоблоков с 10-сантиметровым утеплением и кирпичной облицовкой. Игровые помещения с тёплыми полами, хорошо оборудованы музыкальный и спортивный залы. Завезена хорошая мебель и инвентарь. Есть даже лифт.

– В акимате рассказывали, что в Шалкаре в очереди на садик стоят около 600 человек. Поэтому наш детсад здесь ждут с особыми чувствами. Сделаем всё, чтобы детям здесь было комфортно и радостно, – говорит начальник управления по строительству участка Шалкар – Бейнеу Маратбек Мурзагулов.

Жители региона знают: раз строители обещали, значит, сделают!

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров