За двадцать лет своего существования в качестве суверенного независимого государства Казахстан чётко и последовательно ставил перед собой и решал целый ряд проектов и программ, ориентированных на уровень развития экономики, общества на тот или иной период. Несмотря на разные названия и направленность реализованных задач стратегическая их цель едина – продвижение страны в число сильных, экономически самодостаточных, процветающих государств.

Но Государственная программа форсированного инновационно-индустриального развития стоит особняком в этом ряду. Она свидетельствует, что казахстанская экономика, наука, общество созрели для решения ещё более серьёзных задач. В стране создана крепкая база для того, чтобы заложить основы не просто современной экономики, но экономики будущего, в которой на первых ролях – высокотехнологичные производства, инновационные разработки, создание своих отечественных брендов.

Одна из ключевых задач Программы форсированного инновационно-индустриального развития – стимулирование выхода отечественных компаний на внешние рынки. Индустриально-инновационное развитие открыло перед страной, ориентировавшейся ранее практически только на экспорт сырья, абсолютно новые возможности. За время независимости в Казахстане появилось и окрепло немало предприятий, готовых конкурировать с производителями развитых стран на равных в своей отрасли.

Сегодня ключевое направление программы индустриализации – поддержка отечественных несырьевых экспортёров. С этой целью в рамках программы президента страны – программы новой индустриализации была разработана специальная программа «Экспорт-2020». Её оператором стало Национальное агентство по экспорту и инвестициям KaznexInvest, входящее в структуру Министерства индустрии и торговли РК.

ВЫХОД ПОМОЖЕТ НАЙТИ KAZNEXINVEST

За годы реализации ПФИИР в Казахстане налажена комплексная система поддержки и развития экспортёров. Государственной поддержкой в этом направлении охвачено около 1 500 предприятий несырьевого сектора.

Программа «Экспорт-2020» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на содействие отечественным экспортоориентированным предприятиям обрабатывающих секторов экономики.

ИСТОРИЯ УСПЕХА
Алматинское предприятие «Концерн Bakarassov» – производитель лакокрасочных материалов.
Осенью этого года в Ашхабаде (Туркменистан) открылось представительство компании ТОО «Концерн «Bakarassov». Предприятие создано в 2006 году. Продукция компании изготавливается на собственном заводе на немецком оборудовании фирмы «Nieman», которая является мировым лидером по производству технологических линий для лакокрасочной продукции. Компания поставляет свою продукцию на рынки Центральной Азии. Открытие собственного магазина в Туркменистане – очередное достижение в развитии бизнеса за пределами страны.
«Мы активно пользуемся государственными инструментами поддержки экспортёров через Kaznex Invest, благодаря чему за последнюю пару лет компании удалось выйти за пределы республики. Уже сейчас мы экспортируем лакокрасочную продукцию в Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан и Монголию. Суммарный объём экспорта в эти регионы в этом году составит 500 тонн, в 2014 году планируем увеличить этот показатель вдвое», – комментирует генеральный директор ТОО «Концерн «Bakarassov» Елена Бакарасова.
 

Одна из главных задач программы «Экспорт-2020» – помочь отечественным производителям найти выход на рынки других стран. Эта задача решается путём проведения торговых миссий, в ходе которых казахстанские компании получают возможность наладить прямые контакты с потенциальными покупателями, организуют презентацию своей продукции, имеют возможность участвовать в диалоге с государственными органами зарубежных стран (по вопросам, связанным с ввозом казахстанской продукции), заключить экспортные контракты, открыть представительство компании. Торговые миссии проводятся в форме бизнес-форумов, в которых участвуют казахстанские компании-производители, иностранные компании-импортёры, представители государственных органов.

Держа в уме выход в перспективе на большую международную арену, отечественные компании, конечно же, в первую очередь, стремятся активно покорить товароёмкие рынки стран ближнего зарубежья, близкие Казахстану территориально и более доступные благодаря обширным межгосударственным связям. На российское направление, как перспективное, указал не так давно президент страны Нурсултан Назарбаев на совещании управленческого корпуса «А»: «Вы должны работать с соседними российскими областями, думать, чтобы больше наших товаров попадало туда. Для этого надо работать – это конкуренция. Если мы не закалимся в этой конкуренции, тогда при вступлении в ВТО надо будет ещё большую конкуренцию выдерживать».

В 2013 году Национальное агентство по экспорту и инвестициям KaznexInvest организовало 6 торговых миссий в Беларусь, Россию, Украину, Китай, Грузию, Кыргызстан, в которых принял участие 81 производитель отечественной продукции. Благодаря такому содействию KaznexInvest целому ряду казахстанских компаний, представляющим самые разные отрасли производства, удалось заключить контракты на экспорт своей продукции на более чем 57 млн долл. США. В их числе: фабрика «ПОШ-Тараз», компании «Маслодел Трейд», «Абди Ибрахим Глобал Фарм», концерн «Цесна-Астык», «Келет», «Актюбрентген», Алматинский завод СМС, «КазАзот», «Новопэк», «АЛПРОФ», ПК «КазСтройСтекло», «Алюгал», «ХИМФАРМ» и другие.

А всего с 2009 года KaznexInvest провело 26 торговых миссий в России, Украине, Таджикистане, Кыргызстане, Туркменистане, Азербайджане, Грузии, Китае, Индии, Иране, Румынии, Польше, Беларуси, Корее. По итогам этих выездных мероприятий отечественные производители заключили экспортные контракты на сумму 227,5 млн долл. США.

ЗА РУБЕЖ С МАРКОЙ «СДЕЛАНО В КАЗАХСТАНЕ»

Ещё одно важное направление деятельностиKaznexInvest – организация международных выставок. Национальное агентство приглашает действующих экспортёров и предприятий, имеющих экспортный потенциал, к участию в международных профильных выставках. Проводится тщательный отбор выставок с учётом потребностей казахстанского бизнеса, в первую очередь, по странам, специализации, сезонности и масштабам.

В этом году 37 казахстанских компаний (представляющих химическую, строительную, пищевую, металлургическую, текстильную, машиностроительную, электротехническую, фармацевтическую отрасли) приняли участие в 25 международных специализированных выставках в России, Узбекистане, Кыргызстане, Туркменистане. Презентация своей продукции на столь высоком и широком уровне позволила многим компаниям заключить экспортные контракты на поставку машиностроительной, лакокрасочной продукции, электротехнического, металлургического, строительного оборудования, продуктов питания и других товаров на сумму более 27,8 млн долл. США на рынки России, Узбекистана, Монголии, Азербайджана, Кыргызстана.

Стоит отметить, что из 37 компаний, которые участвовали в зарубежных выставках в этом году, 15 компаний входят в Карту индустриализации. Это «Баян Сулу», «БиасТЭК», Кентауский трансформаторный завод, «Kazcentrelektroprovod», «КЭЛСИС», «Актюбрентген», «Акбарс НК», «Dolce», «Новопэк», «Казфосфат», «GLASMAN», «Медоптик», компания «Обис», Степногорский трубный завод «Арыстан» и «Евразиан Фудс Корпорейшн».

Очень важное значение имеет продвижение за рубежом наших казахстанских брендов. KaznexInvest организует и проводит презентационные мероприятия оте­чественных товарных знаков в разных странах мира, занимается размещением имиджевых статей о казахстанских брендах, организует переговоры отечественных производителей с потенциальными зарубежными покупателями.

В 2013 году 48 товарных знаков: Концерн «Бакарассов», «Мунай-аспап», «Сольтрест», «Султан-маркетинг», «Корона Экспорт», «Кублей», RixosLakeBorovoe, «Саят» и др. были презентованы в Японии, России, Венгрии, Афганистане, Турции, Германии, ОАЭ, КНР. Это принесло компаниям экспортных контрактов на более чем 50 млн долл. США.

Одним из самых эффективных инструментов для продвижения на зарубежный рынок национального (регионального) продукта является организация национальных стендов. Kaznex Invest берёт на себя роль консолидатора, который выкупает у организаторов выставки необходимую для расположения экспозиции площадь, а затем предлагает казахстанским производителям участие в выставке на едином стенде. 

ИСТОРИЯ УСПЕХА
ТОО «Сольтрест» – официальный дистрибьютор производителя пищевой поваренной соли «Аралтуз».
ТОО подписало контракт о поставке соли с самой крупной на сегодня торговой сетью России «Магнит». До 2018 года компания поставит продукцию на 250 млн росс. рублей.
ТОО «Сольтрест» стало первым казахстанским поставщиком, заключившим договор с головным офисом российского ритейлера. Для компании это возможность закрепиться на федеральном рынке на долгий срок и в целом продемонстрировать потенциал товаров казахстанского производства.
«Контракту с «Магнитом» предшествовали долгие переговоры, но совместно c Kaznex Invest мы смогли заключить его. Наша компания ещё раз убедилась в том, что товары казахстанского производства конкурентоспособны на российском рынке и вполне могут потеснить на прилавках местную продукцию. Вопрос выхода на новые рынки ограничивается лишь целями, которые ставит перед собой компания. Мы, например, в ближайшее время намерены вывести казахстанскую соль на рынки Объединённых Арабских Эмиратов и Японии», – говорит коммерческий директор ТОО «Сольтрест» Кайрат Алдабергенов.
«Магнит» по итогам первого квартала 2013 года является крупнейшей в России по выручке и числу продовольственных магазинов (около 4 тыс.) торговой сетью. В середине 2012 года вошёл в пятерку крупнейших по капитализации ритейлеров мира. Штаб-квартира – в городе Краснодаре.

В 2013 году 27 отечественных производителей были представлены на национальных стендах «MadeinKazakhstan» в КНР (пищевая, химическая, металлургическая отрасли), России (пищевая отрасль, лёгкая промышленность), Германии (пищевая отрасль), Туркменистане (строительная отрасль). Контракты на 7,5 млн долл. США – таков эффект от этого инструмента.

ЭКСПОРТ БЕЗ УБЫТКОВ

Программа «Экспорт-2020» оказывает огромную поддержку отечественному бизнесу. Так в 2010 году впервые в Казахстане был внедрён механизм возмещения 50% затрат предприятий, понесённых ими при выходе на внешние рынки. Заявки на получение возмещения рассматривает межведомственная комиссия, которая и принимает решение о получателях госпомощи. В период с 2010 по 2012 год финансовую помощь получил 131 экспортёр на общую сумму более 530 млн тенге. По результатам 2013 года были возмещены затраты 51 предприятия на сумму 181 млн тенге.

В целом, благодаря господдержке, за 3 года общий объём экспорта вырос на 54% и по итогам 2012 года составил 92,3 млрд долл. США. Экспорт обработанных товаров достиг самого высокого показателя за всю историю независимости Казахстана и составил 25,5 млрд долл. США.

Основной упор в государственной поддержке экспорта сделан на целевую группу готовых товаров с высокой добавочной стоимостью. Экспорт готовых товаров за 3 года увеличился почти в 2 раза.

ИСТОРИЯ УСПЕХА

ТОО «Еврокоптёр Казахстан Инжиниринг» – отечественный производитель вертолётов.

Компания подписала меморандум с монгольской стороной о проведении технического обслуживания вертолётов ЕС145 на территории Монголии, оказании консультативной помощи и технической поддержке, а также обучении лётно-технического персонала.

«Еврокоптёр Казахстан Инжиниринг», как единственный производитель вертолётов ЕС145 в СНГ, имеет возможность поставлять свою продукцию в близлежащие страны: Монголию, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан, Беларусь и Азербайджан. Это также даёт нам исключительные права оказывать на этих рынках услуги, тем самым развивать для себя дополнительное экспортное направление», – комментирует коммерческий директор компании Карыбай Аблезов.

Kaznex Invest оказывает содействие компании как экспортёру услуг, так и поставщику самой продукции «Еврокоптёр Казахстан Инжиниринг». В течение этого года агентством были организованы презентация казахстанских вертолётов в Беларуси, Украине, Туркменистане, Азербайджане. При этом компания получила возможность провести переговоры с руководством министерств по чрезвычайным ситуациям, обороны, здравоохранения, внутренних дел этих стран, которые являются потенциальными закупщиками нашей техники.

В настоящее время Казахстан по объёму экспорта занимает 40-е место среди мировых экспортёров. География экспорта составляет 120 стран мира, в том числе готовая продукция поставляется в 111 стран.

По результатам 9 месяцев 2013 года общий объём экспортасоставил 60,7 млрд долл. США. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года экспорт снизился на 6,8% (на 4,4 млрд долл. США). Основной объём снижения пришёлся на сокращение поставок сырой нефти – 2,7 млрд долл. США. Небольшие доли составило уменьшение поставок пшеницы, каменного угля и нефтяных газов.

На фоне снижения общего экспорта экспорт готовых товаровсохранил объёмы и за 9 месяцев 2013 года составил2,7 млрд долл. США.

В БУДУЩЕЕ – С НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИЕЙ

Программа «Экспорт-2020» – это не только решение текущих задач внешнеэкономической деятельности, но и создание национальной экспортной стратегии, необходимость разработки которой продиктована временем.

Учитывая ожидаемое масштабное производство продукции по Карте индустриализации, важно заблаговременно налаживать экспортные каналы и активно лоббировать экспорт казахстанских товаров на внешних рынках.

 Вторая пятилетка Государственной программы ФИИР направлена на увеличение добавленной стоимости продукции и повышение уровня интернационализации экономики страны. К тому же предстоит жёсткая конкуренция после вступления во Всемирную торговую организацию. Всё это диктует необходимость разработки Национальной экспортной стратегии, что позволит казахстанским предприятиям более агрессивно осваивать внешние рынки, закрепляя за собой определённые «ниши» в поставке товаров и услуг.

Министерство индустрии и новых технологий совместно с Агентством KaznexInvest занимается разработкой Национальной экспортной стратегии Республики Казахстан (НЭС). Свои предложения по разработке НЭС озвучили предприниматели Алматы, Шымкента, Уральска, Павлодара за круг­лыми столами, состоявшимися в последние 3 месяца текущего года.

Национальная экспортная стратегия призвана решать такие глобальные и необходимые для перспективного видения задачи, как:

– увеличение объёмов несырьевого экспорта;

– расширение товарной диверсификации экспорта;

– прогнозирование будущих трендов в мировой торговле с целью наиболее эффективного управления процессом экспортной деятельности;

– построение общенациональной системы поддержки экспорта;

– повышение глобальной конкурентоспособности страны.   

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter