Некоторые предприятия в Казахстане оказались на грани закрытия из-за роста цен на железнодорожные перевозки

Кадр из сюжета "31 канала"
Кадр из сюжета "31 канала"
У бизнесменов срываются контракты, простаивает продукция.

Из-за роста цен на железнодорожные перевозки могут остановиться целые предприятия. У бизнесменов срываются контракты, простаивает продукция. Особенно остро отреагировала на изменение прайса горно-металлургическая отрасль, сообщает "31 канал".

С 1 мая повысилась стоимость услуг магистральной железнодорожной сети на 35%, а с 1 июня подорожают услуги локомотивной тяги. Казахстанские тяжеловесы-экспортёры уже заявили о возможной угрозе банкротства. В основном повышение стоимости затронуло зерновую, угольную и горно-металлургическую сферы. Удорожание логистики отразится на всех отраслях и приведёт к утрате конкурентоспособности казахстанских производителей. Ведь 65% грузов перевозится по железнодорожной дороге. К тому же есть риск потери экспортных рынков.

"Решения часто вызывают недоумение, как и то, что они принимаются экстренно и сиюминутно. Бизнесу приходится к этой ситуации быть гибче, просто принять и всё, ничего сделать не можешь. В этом и есть проблема", – отметил член отраслевого совета "Транспорт и логистика" палаты предпринимателей Астаны, управляющий директор ТОО "TIS Service" Данияр Дуйсемалиев.

В КТЖ отметили, что из-за низких тарифов компания оказалась в долгах. Сейчас 70% грузов – это уголь, зерно и руда, а возит компания их по тарифу ниже себестоимости. В последние годы КТЖ последовательно увеличивает тарифную нагрузку, объясняя это необходимостью модернизации железнодорожной инфраструктуры. 

"Что касается тарифа перевозчика, то там мы включили операционные затраты и инвестиционную программу в части обновления подвижного состава локомотивного парка", – сказал директор департамента тарифной политики АО "НК "ҚТЖ” Диас Тусупбеков.

В год КТЖ имеет разрешение поднимать тариф в совокупности до 24%. В прошлом году делали это постепенно, в этом были вынуждены сделать это в первой половине года.

Экономисты отмечают, что рост тарифов – мера вынужденная. 

"Национальный оператор не может заниматься благотворительностью. Мы должны прийти к рыночным ценам, это означает, что цены будут предсказуемыми, каждый перевозчик будет понимать, за что будет платить. Конечно, тарифная политики должна быть прозрачной", – сказала директор Public Policy Research Center Меруерт Махмутова.

Производители и предприниматели выступают за предсказуемость, чтобы на будущий год они уже имели представление сколько им закладывать денег в логистику. И если зерновой отрасли повезло, введённый в действие повышающий коэффициент на услуги магистральной железнодорожной сети продержался несколько дней, так как в правительстве прислушались к аргументам, то угольной и горнодобывающей сферам явно придётся нелегко. 

НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ