Прямой эфир Новости спорта

Нефть с яйцами

Рекордные дивиденды выплатит своим акционерам АО «Разведка Добыча КазМунайГаз». Собрание акционеров приняло решение направить на выплату дивидендов 135 млрд тенге, то есть 1976 тенге на каждую акцию. Правда, в пересчёте на доллары сумма дивиденда осталась на уровне прошлого года – 1,8 доллара за GDR (глобальную депозитарную расписку). Почему же некоторые аналитики изменили рекомендацию относительно ценных бумаг РД КМГ с многолетнего «покупать» на «держать»?

Рекордные дивиденды выплатит своим акционерам АО «Разведка Добыча КазМунайГаз». Собрание акционеров приняло решение направить на выплату дивидендов 135 млрд тенге, то есть 1976 тенге на каждую акцию. Правда, в пересчёте на доллары сумма дивиденда осталась на уровне прошлого года – 1,8 доллара за GDR (глобальную депозитарную расписку). Почему же некоторые аналитики изменили рекомендацию относительно ценных бумаг РД КМГ с многолетнего «покупать» на «держать»?

Ситуацию в РД КМГ можно охарактеризовать бессмертным афоризмом Александра Лукашенко: «Только взялся за яйца – масло пропало». На протяжении последних лет основной головной болью РД КМГ был Жанаозен. Тамошний производственный филиал, а ныне АО «Озенмунайгаз» сотрясали забастовки, коррупционные скандалы, которые сопровождало систематическое снижение добычи нефти. Это пугало иностранных инвесторов, которые владеют 2/5 акций компании – пугало, даже несмотря на то, что в английской транскрипции филиал официально именовался UMG, потому что OMG для английского уха звучит как «Oh My God!» – «О, Боже мой!»

После трагических событий декабря 2011 года на решение проблем «Озенмунайгаза» были брошены все силы. Помимо уменьшения социальной напряжённости, компании надо было восстановить требуемый уровень нефтедобычи. И вот это произошло. В начале апреля председатель правления РД КМГ Абат Нурсеитов заявил журналистам, что добыча нефти в первом квартале 2014 года на 36,9 тыс. тонн превысила запланированный объём. «Это работа наших рабочих, наших топ-менеджеров. Мы исполняем все наши планы», – сказал г-н Нурсеитов.

В официальном пресс-релизе по итогам первого квартала компания сообщила, что с учётом долей в совместных предприятиях добыла 3 млн 48 тыс. тонн нефти, что на 1% больше по сравнению с первыми тремя месяцами 2013 года. При этом, если сравнивать объём добычи в первом квартале 2014 года с первым кварталом 2013 года, то «Озенмунайгаз» показал рост на 5%, в то время как «Эмбамунайгаз», равно как и совместные предприятия, где РД КМГ имеет долю, – падение на 1%.

То есть, выправив дела на Узене, компания несколько упустила ситуацию на Эмбе и тех месторождениях, которые разрабатывает в рамках совместных проектов. Это хорошо видно, если посмотреть на добычу глазами инвестора – через призму показателя kbopd – тыс. баррелей в день. В первом квартале РД КМГ добывала в среднем 106 тыс. баррелей в день, а по плану на 2014 год должны добывать 108 тыс. бочек в день.

Что касается финансовых результатов, к счастью, РД КМГ не повторила «подвиг» прошлого года, когда объявила об убытке в 4 млн долларов. Заработав «саечку за испуг», инвесторы дождались-таки хороших новостей по итогам года – компания показала прибыль. Первый квартал 2014 года РД также завершила с чистой прибылью 123,5 млрд тенге, но какова природа этой прибыли? 108 млрд из этих 123,5 – это доход от курсовой разницы. То есть практически никакой прибыли и не было бы, если б не девальвация! Получается, что прибыль бумажная, и фактически она будет съедена повышением зарплат в целях компенсации произошедшей девальвации (на 10%), повышением тарифов и другими «прелестями», которые неизбежно следуют за такими корректировками курса национальной валюты.

Прибыль могла быть не бумажной, если б не «расходы по обесценению активов», становящиеся уже традиционными для РД КМГ. Конечно, в этом году эта цифра не такая большая, как в прошлом (56 млрд тенге), но всё же впечатляет изрядно – 27 млрд тенге. В пресс-релизе даётся такое объяснение: «Расходы на обесценение в основном связаны с ростом расходов по вознаграждениям и повышением экспортной таможенной пошлины с 1 апреля 2014 года с 60 долларов США до 80 долларов США за тонну». К вознаграждениям мы ещё вернёмся, а вот как объяснял это самое обесценение Абат Нурсеитов в прошлом году: «Поскольку «Озенмунайгаз» не котируется на бирже, его оценка делается исходя из денежных потоков, ожидаемых предприятием в будущем. Этот прогноз включает в себя все доходы и расходы, включая капитальные вложения. В этом году этот показатель значительно вырос, так как в учёт было принято повышение экспортной таможенной пошлины на 50%, до $60 за тонну. Бухгалтерские расчёты учитывают все будущие расходы по ЭТП вплоть до завершения срока лицензии. В результате возникли эти самые дополнительные расходы на обесценение в размере 56 млрд тенге, которые зачислены РД КМГ в убыток».

Полагаю, в этом году можно будет не писать нового текста, а повторить то же самое слово в слово, заменив только цифры – 56 на 27, а $60 – на $80. Конечно, ясности это не добавит, но кого волнуют такие «мелочи»?

Теперь про вознаграждение. В первом квартале расходы на оплату труда и так выросли на 12 процентов – 7% ежегодной индексации и 5% обязательных пенсионных отчислений для производственного персонала – нововведение в системе оплаты труда. Компания уже объявила о повышении зарплат персоналу с 1 апреля ещё на 10%. Тут всё ясно: РД КМГ продолжает повышать зарплату производственному персоналу, чтобы удерживать его в рамках и не давать новых поводов для волнений и акций протеста. Одним из методов была выбрана прозрачность: с персоналом налажен диалог, людям стараются объяснять, куда идёт компания и что там ждёт всех её работников.

Однако есть одно обстоятельство, которое может нарушить эту идиллию. Ещё в феврале глава Национальной компании «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев сообщил: «В целях устранения имеющихся диспропорций в зарплате работников различных дочерних организаций в 2013 году «КазМунайГазом» разработан проект единой системы оплаты труда». Объясняя логику этого решения, г-н Мынбаев сказал: «Понятно, наверно, вопросы по уровню труда могут быть правомерны, где-то может быть нет, но за равный труд должна быть равная оплата».

Внедрять единую систему оплаты труда (ЕСОТ) решили с сегмента «Разведка, добыча нефти и газа». Были разработаны типовые правила оплаты труда для работников, занятых на предприятиях группы «КазМунайГаз». В марте совет директоров РД КМГ утвердил эти правила и принял решения об их внедрении с 1 апреля. Тогда сообщалось, что фонд оплаты труда увеличится на 21 млрд тенге, включая 10-процентное повышение, которое уже упоминалось. Судя по всему, подтянуть решили не к среднему уровню, а к самому высокому из имеющихся. Но насколько новая система оплаты труда придётся по вкусу работникам, можно будет сказать только после получения ими первой квартальной премии, рассчитанной по новым тарифным ставкам. Хочется надеяться, что, памятуя прежние просчёты, руководство РД КМГ хорошенько объяснило производственному персоналу принципы новой системы, не дожидаясь появления очередной «Натальи Соколовой», которая найдёт больше понимания у нефтяников.

Продолжая тему «масла», которое пропало, как только взялись за «яйца», нельзя не сказать о разведке новых месторождений. Здесь г-ну Нурсеитову и его команде наконец-то улыбнулась удача: на месторождении Рожковское обнаружена новая залежь. После череды сухих скважина практически на всех разведочных блоках, включая структуру «Белый медведь» в Северном море, это хорошая новость. Однако она никак не повлияла на настроения аналитиков: по их подсчётам, компания всё ещё не в состоянии обеспечивать органический рост за счёт геологоразведки и разработки новых структур на старых месторождениях, а значит, надо продолжать покупать активы. А вот как раз с этим у РД КМГ проблемы – компании уже давно ничего не дают приобрести. И более 4 млрд долларов болтаются на её счету без дела, вызывая раздражение у акционеров. Недаром независимые директора предлагали выплатить специальный дивиденд, чтобы распределить среди акционеров хотя бы часть этих свободных средств. Однако НК КМГ, имеющий большинство голосов, в соответствии с долей 63%, вновь воспротивился этому.

Вот и получается: прибыль есть, но бумажная. Новые открытия есть, но недостаточные. Социальная стабильность есть, но какая-то не слишком стабильная. Дивиденды выплачивают большие, но не такие большие, как могли бы. Если к этому добавить недавнее заявление Кайрата Келимбетова о том, что НК КМГ будет выходить на IPO, а это, скорее всего, означает делистинг РД КМГ, картина вырисовывается не такая уж и радужная. И ничего с этим, кажется, уже не поделаешь…

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров