Прямой эфир Новости спорта

Не виню тех, кто показывал на меня следствию - Серик Ахметов

По словам экс-премьера, решение о замене оборудования в Индустриальном парке он не принимал и не продвигал, также как и не получал за это взятку.

Серик Ахметов дал показания по самому проблемному объекту из всех предъявленных обвинений – Индустриальному парку "Металлургия и металлообработка" в Караганде.

Объект строился для того, чтобы создать в шахтерской столице свободную экономическую зону "Сарыарка" для привлечения инвестиционных проектов. Чтобы инвесторам было проще вводить промышленные объекты, государство выделило миллиарды бюджетных денег на строительство инфраструктуры парка. Проектно-сметную документацию объектов разработало ТОО "Саулет". Однако, по версии обвинения, подсудимые "по делу Ахметова" заменили предусмотренное проектом чешское оборудование для станции очистки хозяйственно-бытовых стоков на более дешёвое. Разница, согласно судебной экспертизе, составила почти полтора миллиарда тенге. Эти деньги якобы были переданы Ахметову и переведены на счёт арабской компании его сына Данияра Ахметова.

Экс-премьер по этому эпизоду обвинения не признаёт. Обвинение строится на письме, которое якобы Ахметов, будучи акимом Карагандинской области, послал в Агентство по делам строительства и ЖХК. В нём идёт речь о том, что возникла проблема с возможностью установить чешскую технологию, в связи с чем чиновники просят рассмотреть вопрос её замены или найти другие варианты.

Это письмо ещё во время судебного разбирательства вызвало много вопросов у защиты Ахметова. Во-первых, в деле нет оригинала письма, а только три копии, которые отличаются друг от друга и размером шрифта, и способом нанесения исходящей даты. Две – на русском языке, одна – на государственном. Ну и самое главное – на них нет подписи Ахметова. Письмо в центральный орган власти от имени акима Карагандинской завизировано директором Индустриального парка. Вызванные в качестве свидетелей сотрудники акимата признались, что подлинника письма в архиве тоже нет.

Подсудимый также отрицает обвинение в части того, что он способствовал заключению договора субподряда на строительство канализации между ТОО "Центрстрой-комплект НС" и генподрядчиком объекта ТОО "КазГерСтрой". Ахметов якобы поручил директору Индустриального парка Анатолию Эссе заставить генподрядчика подписать договор именно с этой компанией. За эту услугу, по версии обвинения, Ахметов попросил взятку у заместителя гендиректора ТОО "Казахстанская промышленная корпорация" Альжана Акмолдаева в размере 600 млн тенге.

"Какие у Шумахера (учредитель ТОО "КазГерСтрой". - Авт.) с Мейрамбековым (учредитель ТОО "Центрстрой-комплект НС". - Авт.) были дружеские отношения – все об этом знают, - обратился к суду Серик Ахметов. - У них были давние партнерские отношения, в рамках которых то один у другого субподрядчиком работает, то другой у другого субподрядчиком работает. Для чего тогда здесь Эссе привязывать? Ну, раз привязали Эссе – давайте привяжем и Ахметова? Так оно и получилось. Мне какой смысл давать Эссе поручения?".

Экс-премьер считает, что всю "кашу заварил" Акмолдаев.

"Это была тень Кадырбека Мейрамбекова (Акмолдаев имеется ввиду – Авт.), помощник его, грамотный, может быть, специалист бизнес-проектов, - рассказал Серик Ахметов. - Я ему не звонил, детализаций звонков нет. Ну как я – аким области - могу звонить человеку, которого один-два раза видел? Поэтому никакой договоренности быть не могло о хищении мной 600 миллионов тенге. Я не поручал своему сыну вести переговоры с Акмолдаевым по вопросу условий заключения "Центрстрой-комплект НС" с "КазГерСтроем" договора субподряда. Никакой договорённости с Акмолдаевым о перечислении 2,4 миллионов долларов на счёт зарубежной компании "Sahl Al Madina General Trading LLC" не было. Никакого отношения к этой фирме не имею, никаких денежных средств я не получал. Реквизитов Акмолдаеву через своего сына я не передавал".

Акмолдаев, кстати, по показаниям самого экс-премьера, был знаком с сыном Ахметова Данияром через общих знакомых – семейство Мейрамбековых.

"Мой сын общался с сыновьями Мейрамбекова, потому что они карагандинцы, одного возраста, у них были общие интересы, которые сопровождались развитием каких-то бизнес-проектов, - признался Серик Ахметов. - Я знал, что Данияр в Арабских Эмиратах открыл фирму, и ему помог открыть ее Каиржан Мейрамбеков. Но я не знал, что за фирма, какие бизнес-проекты они осуществляли, но это было. Я понимаю, что Акмолдаев, являясь другом и находясь здесь в Караганде, осуществлял представительские функции своего друга Каиржана. Часто же они летали - и Акмолдаев, и Данияр - в Арабские Эмираты. Отсюда и детализация звонков, и многочисленные встречи".

В итоге, по версии Ахметова, Акмолдаев и Нурбаев сами решили заменить оборудование для канализации.

"Вся эта беда получилась из-за того, что вот эта схема Акмолдаев-Нурбаев, она, видимо, между ними не сработала, - считает Серик Ахметов. - Хотели заработать, видимо, но, как всегда, у них получилось криво, решили заменить оборудование КОС (канализационно-очистительная система. – Авт.). Я и духом не слышал об этом проекте с заменой оборудования. Вот они состряпали это дело... Решили обналичить, на этом, видимо, попались и пошло-поехало. Сначала Нурбаев, наверное, попался, потом – Акмолдаев. Потом Акмолдаеву, наверное, предложили – вперед! Поэтому мы все здесь и оказались. Естественно, удобнее на чиновников большого ранга всё вот так вот, чтобы снять с себя ответственность".

По поводу обличающих показаний своих бывших подчиненных Ахметов заявил, что не винит их ни в чём.

"Я ни в коем случае не виню тех, кто сидит в этом зале, которые показывали на меня следствию. Ни кого не виню. Аллах вас рассудит, это вопросов нет, это с моральной точки зрения, а вину будет суд определять. Но привязывать к этим позициям... Читаешь как автобиографию этот обвинительный акт – через каждое слово Ахметов с кем-то и так далее. Повторюсь - решение по оборудованию КОС не принимал, договор на поставку оборудования при мне не заключалось. Это говорит о непричастности меня к замене оборудования КОС. И к хищению денежных средств, выделенных для Индустриального парка, у меня не было. В деле нет ни одного документа, свидетельствующего об этом", - резюмировал Ахметов.

Напомним, по эпизоду, связанному с заменой оборудования в Индустриальном парке проходят семеро подсудимых: экс-премьер Серик Ахметов, экс-замакима Карагандинской области Габит Мухамбетов, экс-замруководителя ТОО "Казахстанская промышленная корпорация" Альжан Акмолдаев, экс-директора Индустриального парка Анатолий Эссе и Болатбек Искаков, экс-замдиректора Индустриального парка Оразалы Айменбетов, директор двух алматинских ТОО "EcoTreatmentSystems" и "SapaProjectGroup" Думан Нурбаев. По версии обвинения, подсудимые намеренно заменили предусмотренное проектом чешское оборудование, чтобы получить на экономии "лишние" деньги. В итоге объект до сих пор не сдан в эксплуатацию. Ущерб по этому эпизоду составляет 1 млрд 129 млн тенге.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров