Прямой эфир Новости спорта

Наливай отечественное

Краткое содержание предыдущих застолий. Чем сильнее крепчал союз Казахстана с Россией, тем детективнее становился раздрай на общем алкогольном рынке: северный сосед виртуозно придумывал кучу вариантов, чтобы не допустить наш товар на его дастархан. А свой пёр на наши прилавки пресловутым девятым валом. Спор дошёл до того, что и нам пришлось изобретать препоны для импорта напитков разной степени весёлости из России. Консенсус нашли всего за пару недель. Ну и какой был смысл друг другу посуду бить?

Краткое содержание предыдущих застолий. Чем сильнее крепчал союз Казахстана с Россией, тем детективнее становился раздрай на общем алкогольном рынке: северный сосед виртуозно придумывал кучу вариантов, чтобы не допустить наш товар на его дастархан. А свой пёр на наши прилавки пресловутым девятым валом. Спор дошёл до того, что и нам пришлось изобретать препоны для импорта напитков разной степени весёлости из России. Консенсус нашли всего за пару недель. Ну и какой был смысл друг другу посуду бить?

Сегодня, когда угар этих битв почти развеялся, есть смыл пристальнее взглянуть на дно отечественного стакана. Там много чего интересного в свете последних событий открывается.

В ЧУЖИХ РУКАХ СТАКАН ВСЕГДА ПОЛНЕЕ

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

По итогам 2014 года чемпионом мира (по версии Всемирной организации здравоохранения) по выпивке стала Беларусь – там приходится 17,5 литра (в пересчёте на чистый алкоголь) на душу населения. Далее Россия (15,1 литра), Франция (12,2), Германия (11,8), Великобритания (11,6), Казахстан (10,3), Америка (9,2), Китай (6,7), Объединённые Арабские Эмираты (4,3 литра – в большей степени за счёт понаехавших туристов и гастарбайтеров). Замыкает эту непросыхающую десятку Турция (2 литра ровно – тоже в основном за счёт гостей).

Несколько лет назад был в Италии. В одном ресторанчике Вероны (это на севере страны) клиенты требовали от официантов граппы (виноградной водки) и вина исключительно местного происхождения. Паста и пицца – это, понятно, национальная закуска. Чинзано, Мартини, Мальвазия, Кьянти, Москато, Амароне, Боргонеро, Карневале… Пока этот винный список дочитаешь до конца – слюной изойдёшь. Суть: гостям хотелось именно чего-то домашнего, а не давно известного и распробованного. Принесли… Ну и я взалкал за компанию. Понравилось.

Такие же эмоции испытал пару лет назад в Греции. «Домашние» напитки, произведённые в «локале», там тоже подают. И туристы их дегустируют до тех пор, пока за пятку в гостиницу не потащат! Потому что с необычным вкусом и дёшево. А главное – штучное производство. В другой провинции такого уже не купить!..

В Казахстане иностранцам тоже могут подать-принести отечественное. Но какого качества товар производят оте­чественные заправилы национальной алкогольной индустрии? К водке (большинство сортов, по мнению экспертов, вполне приличные) претензий нет. Лет 10-15 назад не было рекламаций на коньяк. Сегодня иностранцы воротят нос от этой нашей экзотики: на такое послевкусие даже не каждый патриот согласится. Хотя на вкус и на цвет… Зато по поводу вина мнение однозначное: если это не «химия», то просто какое-то ГэМэО непотребное.

Три десятка лет назад тысячи гектаров виноградников и яблоневых садов сулили югу республики отличные перспективы в этом секторе Агропрома. Сегодня приходится недобрым тостом помянуть приснопамятный антиалкогольный закон Горбачёва-Лигачёва, из-за нечеловеческой трезвости которых республика лишилась почти 70% виноградников и 50% садов.

Разве может пара сумасшедших трезвенников свести на нет труды тысяч фермеров? До недавнего времени казалось, что – да. Но 10 лет назад на авансцену вышел бывший госслужащий Зейнулла Какимжанов. В 2006 году он купил «убитый» виноградник в Алматинской области, вложил в него некоторое количество денег, назвал проект ArbaWine – и сегодня, как самый продвинутый винодел страны, получает с него прибыль.

ЗАКОН УРОЖАЯ 2007 ГОДА

В январе 2013 года правительство Казахстана внесло поправки в старые законы, касающиеся вопросов лицензирования деятельности по производству этилового спирта, алкогольной продукции, хранению и (или) розничной её реализации. Понятно, что государство всегда желает быть в курсе, кто и что разливает, в какую тару, почём и кому продаёт. Квалификационные требования и перечень документов к ним – куда длиннее формулы водки, придуманной г-ном Менделеевым Д.И. в 1865 году. В общем, согласно закону ни один частник в Казахстане, неспособный произвести в год «растительного сырья в объёме не ниже 200 тысяч декалитров в год равномерно по кварталам, прямой или двойной перегонки виноматериала в объёме не ниже 20 тысяч декалитров» (тоже в год), – не имеет права выходить на отечественный и международные рынки.

Многим бизнесменам понятно, что в Казахстане уже давно идёт война не за трезвость соотечественников, а за передел алкогольного рынка. Ни для кого не секрет, что экс-министр госдоходов и экс-министр финансов страны г-н Какимжанов гонит вино отличного качества, которым не брезгуют ни коллеги, ни гости из разных стран (почитайте только восторженные отзывы на Фейсбуке!). Зейнулла Халидоллович туфту производить не станет. Статус не позволяет. Зато официально продавать этот продукт на отечественном рынке в супермаркетах закон не разрешает: мало гонит!

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

В Италии более 3000 фермерских хозяйств, имеющих лицензию на производство спиртного, небольшими партиями поставляют на внутренний рынок порядка 35-45% своей продукции. В Португалии – более 6000, в Испании – более 7000, во Франции – 12 000. Вина и крепкие напитки в Южной Африке и Греции производят около 4000 мелких хозяйств. О Грузии вообще упоминать больно: там в каждом селе и почти в каждом доме есть свои винокурни. И на качество (кроме бывшего главного санитарного врача России г-на Онищенко) никто не жаловался.

Этот же закон не разрешает реализовывать на нашем рынке свою продукцию нескольким моим знакомым. Один из них варит очень приличный бурбон, чрезвычайно мягкое виски и душевный кальвадос. Но не в промышленных масштабах. Так – для себя и друзей. Готов продавать в Алматы. Психологически готов к экспорту малыми партиями. Но не технологически. Потому что для него это всего лишь увлечение, а не бизнес.

Ещё один знакомый давит вино. В прошлом году почти 500 литров у него вышло. Часть употребил с родственниками. Большая часть ушла по друзьям в виде подарков к праздникам. Остальное слил. Потому что надо готовить ёмкости под новый урожай. А продать – права не имеет.

Что мешает правительственным чиновникам и депутатам принять такие же законы, как в Европе? Чтобы малые и эксклюзивные партии могли попасть на прилавки магазинов и барные стойки соответствующих заведений. Понятно, что должен быть жёсткий учёт и контроль. А здравый смысл по какой статье пустить? Поддержку отечественного производителя в Казахстане же ещё никто не отменял. Или эта конкуренция кому-то из больших начальников поперёк горла встанет?

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров