Прямой эфир Новости спорта

На то и волки, чтобы овцы не дремали?

Ещё три года назад президент страны поручал внести в законодательство норму, по которой политические госслужащие должны подавать в отставку, если их сотрудники «засветились» в коррупционных делах. В следующем году в стране может появиться соответствующий закон. И если одни эксперты ратуют за его скорейшее принятие: мол, документ поможет снизить уровень коррупции, то другие предрекают усиление методов борьбы против неугодных – благодаря этому закону.

Ещё три года назад президент страны поручал внести в законодательство норму, по которой политические госслужащие должны подавать в отставку, если их сотрудники «засветились» в коррупционных делах. В следующем году в стране может появиться соответствующий закон. И если одни эксперты ратуют за его скорейшее принятие: мол, документ поможет снизить уровень коррупции, то другие предрекают усиление методов борьбы против неугодных – благодаря этому закону.

Как напомнил глава Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров, в концепции госслужбы прописана норма: политический госслужащий должен подать в отставку, если работавший под его ведением госслужащий совершил коррупционное правонарушение.

– Принятие отставки или непринятие будет зависеть от решения назначившего его должностного лица – это, допустим, глава государства, – отметил Кожамжаров, отвечая на вопрос о необходимости законодательного закрепления нормы, по которой бастык должен освободить кресло, если в его команде выявлен коррупционер.

Позже Кайрат Кожамжаров пояснил журналистам:

– Сейчас есть положение о прохождении госслужбы, это касается политических госслужащих. Поправка была в 2013 году. Там сказано: если у руководителя кто-либо из подчинённых осуждён за коррупционное правонарушение и если приговор вступил в законную силу, то он должен подать в отставку. В случае, если этот подчинённый был назначен им, либо по его согласованию, отставка подаётся главе государства и рассматривается в течение месяца, – сказал Кожамжаров.

Экс-вице-министр образования, а ныне активный общественник, борец с коррупцией Мурат Абенов считает, что при принятии закона об ответственности первых руководителей за сотрудников нужно обратить внимание на несколько принципиальных моментов:

– Нужно учитывать, был ли принят уличённый в коррупции сотрудник на конкурсной основе? В этом случае руководитель не имел права не принимать его на работу. У человека же на лице не написано, что он потенциальный взяточник! Второй момент очень важный: многие руководители осведомлены о болевых точках в своём ведомстве. И, как правило, могут предотвратить нарушения, если заранее анализируют ситуацию и риски. И если тот или иной сотрудник входит в группу риска, то нужно ужесточить контроль или провести такие внутренние процедуры, которые минимизируют коррупционные риски, – считает Абенов.

По мнению бывшего чиновника, новый закон будет сдерживающим фактором для боссов, не участвующих напрямую в коррупционных схемах, но имеющих к ним самое непосредственное отношение.

– Многие руководители осведомлены о коррупции в своём учреждении, сами потворствуют ей, выступают организаторами, и в большинстве случаев вынуждают подчинённых совершать правонарушения путём давления или создания круговой поруки. Если же будет принят новый закон, то начальник будет знать: даже если он сам не является председателем тендерной комиссии и распределяет ответственность между своими заместителями, в случае поимки за руку его подчинённого спросят и с него, – отмечает г-н Абенов.

А что касается методов борьбы с неугодными фигурами, которых можно будет убрать с поля игры через подчинённых-мздоимцев, то Абенов считает, что для честного госслужащего этот риск не существует:

– На то и волки, чтобы овцы не дремали! Если ты знаешь, что тебя могут подставить, работай максимально прозрачно, регламентируй свою работу так, чтобы подчинённые не могли совершить коррупционное преступление, сам заранее выявляй нечистых на руку. Если ты, будучи руководителем организации, не смог предотвратить преступление в своих рядах, и дело дошло до правоохранительных органов, то уходи со своего поста – ты плохо организовал работу, – категоричен в своих суждениях экс-вице-министр образования.

Политолог Айдос Сарым, в свою очередь, отмечает, что законы должны иметь общее свойство и касаться всех:

– А если мы опять получим закон узконаправленного действия, тогда он не нужен. И мне непонятна сама идея будущего документа: я могу назначить человека на должность, но в душу к нему влезть не могу. Как и 24 часа следить за ним, – говорит Сарым.

По мнению политолога, норма об ответственности руководителя за подчинённых подрывает базовую юридическую норму о презумпции невиновности.

– Если закон всё-таки будет принят, его надо будет вносить на рассмотрение Конституционного совета: от него отдаёт нарушением базовых конституционных гарантий. А вообще вопросы отставки относятся больше к этической плоскости и не связаны с политической культурой. Если человек совершил ужасное преступление, то да, наверное, первый руководитель должен сам, без всяких напоминаний, уходить в отставку. Но если деяние, совершённое подчинённым, не выходит за рамки добра и зла, то почему его руководитель должен страдать? Люди за детей своих не могут отвечать, не говоря уже о родственниках, – заключает Айдос Сарым.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров