Эксперт из Нидерландов Гвидо Бруггеман камня на камне не оставил от «здания» общественного транспорта Алматы. Выступление на международной конференции в рамках проекта ПРООН/ГЭФ он начал с того, что показал фото ухоженной, но явно кривой многоэтажки.
- Это в том районе Амстердама, где я живу. У нас много разных домов, в том числе и такие. Каждый год тратится 300 млн долларов на их починку. Фундамент у них заложен как попало. Так бывает и с общественным транспортом. Если какая-то часть его «фундамента» не работает, например, нет финансирования, при самой хорошей организации и самом хорошем законодательстве, система работать не будет. Нужны эти три «колонны» и ещё «крыша» - способность реализации. Мы слышали здесь о таких замечательных планах Астаны и Алматы. Но они никогда не станут реальностью, если не будет профессиональных кадров. В Астане я спросил:"Что вам кажется самой большой проблемой в системе общественного транспорта?" Мне сказали:"Кадровые ресурсы".
Теперь вернёмся к нашему дому. Как выглядит здание общественного транспорта Алматы? Есть оно вообще? Есть. Но колонны не совсем такие, какими должны быть. Они непрочные, и крыша регулярно течёт, и дождь, и снег пропускает. Пол в вашем здании общественного транспорта очень скользкий, куда идти - непонятно. А в фундаменте - большие трещины…
Это то, с чем я сталкиваюсь каждый раз, когда к вам приезжаю. Иногда мне кажется, что наконец-то что-то сдвинулось с места: солнышко выглянуло. И вдруг происходит такое, что меня просто убивает. Таким я вижу ваше здание общественного транспорта уже много лет.
Я не хочу вас критиковать. Прекрасно понимаю, что здание за один день не строится. Начинать нужно с хорошего закона об общественном транспорте. Астана и Алматы должны работать над ним в партнёрстве с Атырау, Кызылордой и другими городами, чтобы он получился хорошим. Нужен управляющий орган и нужно финансирование. Нужна схема, где одно будет цепляться за другое и хорошо работать. Если всё это будет, вы достигнете успеха.
Все города мира, которые уже пришли к нему, имели единый управляющий орган. В Алматы всё не так. Здесь есть транспортный холдинг, управление пассижирского транспорта, управления автодорог и архитектуры… Можно восемь организаций назвать. И это ещё не плохо. Плохо становится, когда эти восемь между собой не разговаривают. Когда одна организация не знает, что делает другая. Тогда система приходит в полный разлад. Даже в Лагосе, в Нигерии, смогли организовать единый управляющий орган по общественному транспорту, который полностью отвечает за координацию, планирование, надзор, финансирование. В Алматы – нет.
Очень важно, чтобы единый управляющий орган имел достаточный бюджет. Он может, кстати, деньги зарабатывать и с организованных платных парковок. Но: ему доверяется государственная задача, и он не может быть представлен частными компаниями. Это госорган! Есть 200 стран на карте мира, и только в одной, которая называется Казахстаном (я специально провёл исследование!), считают, что управление транспортом должно быть смешанным (государственные и частные компании). Я с этим не согласен. Что дальше будет? Приватизируем полицию? Армию? Какое-нибудь министерство? Конечно, совсем не значит, что нельзя аутсорсить какие-то задачи частным компаниям, но контроль, ответственность должны быть у государства.
Зачастую у вас уходит много денег на «железо». Вы закупили, и я этому рад, 600 автобусов, работающих на газе, тратите огромные суммы на метро и приобретение троллейбусов. Инвестиции в «железо» просто колоссальные. Но вы никогда не вкладываете деньги в развитие способности реализовать свои проекты. Это немного странно, потому что стоимость нового закона об общественном транспорте примерно равна стоимости одного автобуса. Купите не 100, а 99 машин, а оставшиеся деньги потратьте на разработку закона.
Об электронной системе билетирования. Мы муссировали эту тему пять лет, и вдруг внезапно в этом году принимается решение: всё, переходим. Вы хотите быстренько реализовать этот проект, даже не поняв, что можно получить в итоге. По словам акима, к концу года электронная система билетирования должна быть введена в эксплуатацию. Для меня это выглядит примерно так. Я прихожу домой и говорю жене: хочу ребёнка, роди-ка мне его через три месяца. Не это ли вы делаете сейчас? Не получатся ли у вас разные системы билетирования для метро и автобуса? Разве об этом мы с вами говорили! Мы говорили, что нужна интегрированная система, чтобы люди без проблем пересаживались с одного вида транспорта на другой.
Пожалуйста, внедряйте новшества продуманно. Помните? Валидаторы уже устанавливали. Второй ошибки допустить нельзя.
Теперь вернёмся к нашему дому. Как выглядит здание общественного транспорта Алматы? Есть оно вообще? Есть. Но колонны не совсем такие, какими должны быть. Они непрочные, и крыша регулярно течёт, и дождь, и снег пропускает. Пол в вашем здании общественного транспорта очень скользкий, куда идти - непонятно. А в фундаменте - большие трещины…
Это то, с чем я сталкиваюсь каждый раз, когда к вам приезжаю. Иногда мне кажется, что наконец-то что-то сдвинулось с места: солнышко выглянуло. И вдруг происходит такое, что меня просто убивает. Таким я вижу ваше здание общественного транспорта уже много лет.
Я не хочу вас критиковать. Прекрасно понимаю, что здание за один день не строится. Начинать нужно с хорошего закона об общественном транспорте. Астана и Алматы должны работать над ним в партнёрстве с Атырау, Кызылордой и другими городами, чтобы он получился хорошим. Нужен управляющий орган и нужно финансирование. Нужна схема, где одно будет цепляться за другое и хорошо работать. Если всё это будет, вы достигнете успеха.
Все города мира, которые уже пришли к нему, имели единый управляющий орган. В Алматы всё не так. Здесь есть транспортный холдинг, управление пассижирского транспорта, управления автодорог и архитектуры… Можно восемь организаций назвать. И это ещё не плохо. Плохо становится, когда эти восемь между собой не разговаривают. Когда одна организация не знает, что делает другая. Тогда система приходит в полный разлад. Даже в Лагосе, в Нигерии, смогли организовать единый управляющий орган по общественному транспорту, который полностью отвечает за координацию, планирование, надзор, финансирование. В Алматы – нет.
Очень важно, чтобы единый управляющий орган имел достаточный бюджет. Он может, кстати, деньги зарабатывать и с организованных платных парковок. Но: ему доверяется государственная задача, и он не может быть представлен частными компаниями. Это госорган! Есть 200 стран на карте мира, и только в одной, которая называется Казахстаном (я специально провёл исследование!), считают, что управление транспортом должно быть смешанным (государственные и частные компании). Я с этим не согласен. Что дальше будет? Приватизируем полицию? Армию? Какое-нибудь министерство? Конечно, совсем не значит, что нельзя аутсорсить какие-то задачи частным компаниям, но контроль, ответственность должны быть у государства.
Зачастую у вас уходит много денег на «железо». Вы закупили, и я этому рад, 600 автобусов, работающих на газе, тратите огромные суммы на метро и приобретение троллейбусов. Инвестиции в «железо» просто колоссальные. Но вы никогда не вкладываете деньги в развитие способности реализовать свои проекты. Это немного странно, потому что стоимость нового закона об общественном транспорте примерно равна стоимости одного автобуса. Купите не 100, а 99 машин, а оставшиеся деньги потратьте на разработку закона.
Об электронной системе билетирования. Мы муссировали эту тему пять лет, и вдруг внезапно в этом году принимается решение: всё, переходим. Вы хотите быстренько реализовать этот проект, даже не поняв, что можно получить в итоге. По словам акима, к концу года электронная система билетирования должна быть введена в эксплуатацию. Для меня это выглядит примерно так. Я прихожу домой и говорю жене: хочу ребёнка, роди-ка мне его через три месяца. Не это ли вы делаете сейчас? Не получатся ли у вас разные системы билетирования для метро и автобуса? Разве об этом мы с вами говорили! Мы говорили, что нужна интегрированная система, чтобы люди без проблем пересаживались с одного вида транспорта на другой.
Пожалуйста, внедряйте новшества продуманно. Помните? Валидаторы уже устанавливали. Второй ошибки допустить нельзя.
Популярное в нашем Telegram-канале
-
1❗️ Землетрясение произошло в Алматы
-
2887
-
10
-
174
-
-
2⚡️ Алматинцы, кому пришло оповещение о землетрясении?
-
2940
-
27
-
109
-
-
3❌ Главный въезд в аэропорт Алматы закрыли на неделю
-
2825
-
0
-
5
-
-
4🪿Массовая гибель птицы в селе Шаховское: ждать ли жителям компенсацию
-
2894
-
1
-
7
-
-
5По данным МЧС, толчки ощущались в Алматинской, Жетысуской и Жамбылской областях.
-
2810
-
1
-
170
-
-
6❗️Ещё 14 продуктов могут попасть в список социально значимых в Казахстане
-
2932
-
3
-
28
-
-
7🍽 Тараканы в школьной столовой: в Петропавловске расторгли договор с подрядчиком
-
2400
-
9
-
18
-
-
8📞 Открыта "горячая линия" для алматинцев
-
2502
-
1
-
5
-
-
9🔖 Закон о запрете пропаганды ЛГБТ: сенаторы взяли время на доработку отдельных норм
-
2478
-
5
-
149
-
-
10❗️ВАП отказалась раскрывать детали нарушений в «Самрук-Казыне», ссылаясь на секретность
-
2080
-
5
-
35
-
USD:
507.5 / 510.9
EUR:
590.5 / 595.5
RUB:
6.51 / 6.63