«Я вижу молодёжь, которая росла в начале перестройки. Эта молодёжь не убита в локальных войнах, не ностальгирует по светлому прошлому и раю на земле, мало боится власти или совсем не боится её. Она стремится работать, владеть жизнью, биться за свою свободу, своё будущее».
Юрий ШЕВЧУК

В настоящее время в экономике многих стран наблюдаются две разнонаправленные, но устойчивые тенденции: рост экономики страны, для обслуживания которой постоянно требуются новые рабочие руки и светлые головы, и растущая «демографическая яма».

В связи с этим одним из важнейших направлений деятельности современных HR-менеджеров казахстанских компаний является работа с молодёжью, поскольку она представляет собой огромный ресурс для успешного развития, самую активную и динамичную часть социума с жизненной силой и энергией страны. Вместе с тем молодые люди являются одной из самых чувствительных и уязвимых составляющих общества, на котором остро отражаются все проблемы и риски. По статусу, положению и уровню развития молодёжи можно определить состояние и будущее государства. Более полное использование интеллектуального потенциала и активности молодёжи в интересах успешного бизнеса может быть достигнуто при условии формирования и реализации единой и целостной молодёжной политики.

В наше время кардинально изменился образ жизни человека и общества, что связано с усложнением социальных, политических, производственных и межличностных отношений. Это влечёт за собой увеличение сроков взросления и обучения человека (подростки – до 18 лет, молодёжь – 18–24 года, молодые-взрослые – 25–35 лет). По данным Всемирной организации здравоохранения, в связи с увеличением продолжительности и уровня жизни, граница молодые-взрослые возрастёт до 45 лет.

Молодые люди сегодня составляют 18% населения мира. Около 85% молодёжи планеты приходится на развивающиеся страны. Молодёжь представляет собой специфическую возрастную и социальную группу, которая всегда по-своему воспринимала культурные ценности.

Легко ли быть молодым в современном обществе? На первый взгляд вопрос вполне риторический, но вместе с тем ответ на него зависит прежде всего от степени сплочённости и вовлечённости молодёжи в решение своих проблем, которое сложно реализовать без решения проблем всего общества. Но сегодня абсолютно ясно, что и проблем общества не решить без активного участия молодёжи, а затягивание, замалчивание и игнорирование вопросов молодёжи может усугубить ситуацию в этой области.

Обращает на себя внимание тот факт, что образ жизни современной молодёжи, под которым подразумевается общение, труд, отдых, выбор, предпочтения, отношения и т. д., претерпел существенные изменения по сравнению с предыдущими поколениями. «Информационные технологии, с одной стороны, позволяют, а с другой, вынуждают по-новому организовать деятельность и ещё раз пересмотреть её основы» – замечают К. Нордстрем и Й. Риддерстрале в своей книге «Бизнес в стиле фанк навсегда».

В наши дни наиболее активно поколение Игрек – Y («Миллениум», или поколение Сети), получившее данное определение согласно общеизвестной теории поколений, созданной в 90-х годах XX века американскими учёными – историками и социологами Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Игреки выросли в эпоху виртуального мира, компьютеров, цифровых технологий – их техническая грамотность совсем другого характера, чем у предыдущих поколений. Они ориентированы на быстрый результат и не готовы долго ждать вознаграждения, легко обучаются и адаптируются.

Для Игреков индивидуальность – это норма, особенно в условиях широчайшего выбора. Например, в Китае, с населением свыше миллиарда человек, стремление выделиться из толпы, быть индивидуальным стало краеугольным камнем культуры китайской молодёжи.

Сотрудники поколения Y понимают, что часто не компании их выбирают, а они, «потому что им хочется выбирать самим». Сейчас они готовы учиться, осознанно идут на подчинённые позиции, причём часто ищут не просто учителя, а Учителя с большой буквы, наставника, с которым будут индивидуально общаться. Игреки талантливы, но помимо таланта для них важны вопросы ответственности за компанию и страну, а также морально-этические ценности. Интересно, что об управлении талантливыми работниками заговорили на стыке поколений Х и Y.

Одна из важнейших отличительных особенностей психологии коммуникаций нового поколения – это многозадачность в использовании средств коммуникации. Нынешняя молодёжь энергична, инициативна, мобильна и креативна. Наряду с этим есть и другие молодые люди.

Сегодня только 2%  школьников и студентов посещают библиотеки, когда им нужно подготовить доклад или написать реферат. Более того, они предпочитают покупать за деньги в Сети, а не делать контрольные, лабораторные и другие нужные работы. Если относительно недавно модно было читать, то сейчас актуально считать и прежде всего денежные знаки.

С сожалением мы должны констатировать, что книга стала редким атрибутом в руках нашей молодёжи, и вот результат: сегодня молодые люди во многом не знают основ математики, историю, литературу. Например, они понятия не имеют о полководце Кутузове, утверждают, что Октябрьская революция была в 1930 году, а Пушкин жил при Петре Великом. Как тут не вспомнить слова Назидания великого казахского мыслителя Абая Кунанбаева «Пустая молодость – беда».

Нельзя не признать, что имеет место серьёзное социальное расслоение молодёжи по различным признакам, зачастую не обусловленное личным вкладом и трудом. Среди молодых людей появилась категория «золотой молодёжи», к которой относятся состоятельные бездельники или «живчики,

зайчики, вообще не работающие, бумаги переставляющие за большие зарплаты».

Довольно часто можно видеть, как они устраиваются по «звонку», «парашютами» спускаются на солидные должности и считают, что законы писаны не для них. Их пример демотивирует и порой развращает умных и способных, но пока ещё очень молодых и незрелых представителей той части молодёжи, на которую можно было бы делать ставку. Тревожным симптомом является и факт «утечки молодых умов» за пределы страны. Исследования показывают, что около 40% молодёжи желают выехать за границу, при наличии условий и возможностей.

Эксперты также утверждают, что у значительной части молодёжи на постсоветском пространстве разрушены и во многом утрачены такие традиционные для молодого поколения психологические черты, как романтизм, патриотизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей. Образовавшийся идеологический и духовный вакуум заполняется чуждыми идеалами, установками и ценностями. Утрачены традиции молодёжных (пионерских и комсомольских) организаций, которые, несмотря на сильную политизированность, являлись наследниками более «древних» традиций молодёжных объединений. Они сыграли огромную роль в деле сплочения, единения, воспитания молодёжи, преодолении таких серьёзных проблем, как алкоголизм и наркотическая зависимость. Об этом хорошо помнит старшее поколение.

Ценности отечественной культуры «...вытесняются схематизированными стереотипами – образами массовой культуры, ориентированными на достижение стандартов «американского образа жизни», в его самом примитивном и облегчённом воспроизведении». Героем нашего времени и в определённой степени образцом для подражания выставляется «негативный лидер» – эгоистичный, циничный, но преуспевающий и добивающийся успеха любой ценой.

Данные социологических исследований показывают, что уже в конце 80-х годов для многих молодых людей труд утратил общественную значимость, потерял смысл как средство самоутверждения и самореализации. В своём стремлении к хорошему заработку и высоким доходам многие молодые люди утрачивают нравственные ориентиры и нередко вступают в противоречие с правовыми нормами. Каждый седьмой из опрошенных готов к тому, чтобы улучшить свои дела самыми различными способами, в том числе (если потребуется) и путём противозаконных действий. Около половины из числа респондентов считают, что главное – получить как можно больше денег, независимо от затрат труда. Семь из десяти опрошенных одобряют действия тех, кто «делает» деньги любыми способами. В результате падения социальной ценности труда у большей части молодёжи сформировался социальный пессимизм – неверие в возможность реализовать свои знания и способности в интересной и содержательной работе, оплачиваемой в соответствии с затраченными усилиями. Вследствие этого в молодёжной среде не формируется активная жизненная позиция, отсутствуют желание полноценного труда, учёбы, стремление внести свой вклад в развитие и благополучие страны.

В своём выступлении «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» президент страны подчеркнул, что «сегодня стала очевидной иллюзорность концепции потребительского общества, которая была широко распространена с 60-х годов прошлого столетия. Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество…»

Наряду с этим в настоящее время эксперты особо выделяют проблему старения населения, которая остро стоит перед многими странами, в том числе и Казахстаном, отраслями и национальными компаниями. Данный вопрос требует безотлагательного решения прежде всего с точки зрения обеспечения экономики человеческими ресурсами, а также осуществления преемственности и передачи накопленного ценного опыта и знаний старшего поколения молодым. Например, в России на сегодняшний день средний возраст специалистов, занимающихся электроникой на оборонных предприятиях, составляет 55–70 лет, а причины неудач в космической отрасли ветераны видят в несовершенной системе подготовки кадров в области космической техники и технологий.

По оценкам специалистов, к 2050 году число пожилых людей превысит общую численность молодёжи. В ряде развитых и развивающихся стран это уже произошло в 1998 году. Казахстан переступил порог старения населения сравнительно недавно, но в ближайшем будущем этот процесс будет значительно ускоряться. Рынок труда стареет, его качество ухудшается, и по прогнозам экспертов в 2016 году на смену пяти сотрудникам, уходящим на пенсию, придёт только один новый работник.

В своё время немецкий социолог Карл Мангейм (1893–1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать молодых людей. Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни, она ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию.

К сожалению, многие молодёжные проблемы до сих пор воспринимаются формально, и в сложных условиях социальных перемен молодое поколение не всегда может объективно и правильно осуществить выбор ценностей и жизненных установок.

В своё время Федерико Феллини – великий итальянский кинорежиссёр, обладатель пяти премий «Оскар» сказал: «Молодые люди не знают, чего хотят, но полны решимости добиться этого».

Молодёжь независимого Казахстана является главным достоянием страны, её потенциалом и будущим. Это поколение, которое росло и взрослело в сложной обстановке разрушения стереотипов и проходит своё становление в очень сложных условиях трансформации старых ценностей и возникновения новых социальных отношений, существенных изменений базовых основ жизни общества, когда новые реалии вызывают противоречивые тенденции в развитии молодёжи. Довольно часто, как отмечал в своём выступлении президент страны, часть молодёжи легко становится добычей религиозных сект, экстремистов, наркоманствующих и криминальных групп. Главная причина всего этого – социальный инфантилизм, неумение стать взрослым и зрелым гражданином, который сам отвечает за свою жизнь и благосостояние своей семьи.

Для нашей страны, которая многого добилась за столь короткий период времени и перед которой стоят амбициозные социально-экономические и политические задачи глобального характера, вопросы о том, что представляет собой современная молодёжь, каков её потенциал особенно злободневны. При этом следует признать, что главными проблемами казахстанской молодёжи остаются высокий уровень безработицы, вопросы обеспечения жильём, организация обучения и досуга. Сегодня такие национальные компании, как АО «Казахтелеком», «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» уделяют серьёзное внимание этим вопросам, разрабатывают и реализуют молодёжную политику, направленную на развитие, стимулирование и удержание талантливых молодых кадров.

В Казахстане утверждена Концепция государственной молодёжной политики РК до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее», целью которой является формирование эффективной системы реализации государственной молодёжной политики и совершенствование правовых, социально-экономических, организационных условий для успешной социализации и самореализации молодого казахстанца, использования инновационного потенциала молодёжи в интересах развития общества.

Однако многие эксперты утверждают, что молодёжная политика не может реализовываться в должной степени потому, что в стране нет ярких молодёжных лидеров. Прежние комсомольские вожаки ушли во взрослую жизнь и большую политику, а молодая смена предпочитает коммерческий интерес в пользу собственного кармана, а не на благо страны. Прогноз неутешительный, если такая ситуация будет наблюдаться и дальше.

АО «Казахтелеком» – крупнейшая телекоммуникационная компания страны, предоставляющая широкий спектр инновационных продуктов и услуг. Одним из важных направлений корпоративной социальной ответственности бизнеса и кадровой политики общества является молодёжная политика. О необходимости работы с молодёжью неоднократно подчеркивалось и на уровне группы компаний АО «Самрук-Казына».

Поэтому, признавая, что молодёжь является стратегическим уникальным активом и основой будущего, АО «Казахтелеком» проводит целенаправленную работу по реализации молодёжной политики. Осуществляется разработка новой идеологии и методологии работы с молодёжью в контексте кадровой политики и корпоративной социальной ответственности общества.

Так уже второй год проводится Молодёжный форум с участием лучших представителей молодёжи из всех филиалов, проявляющих активную жизненную позицию и лидерские качества. В настоящее время в каждом филиале созданы региональные молодёжные группы, проводится их обучение, а также мероприятия, направленные на реализацию бизнес-задач общества, например, по продвижению внутреннего брендинга компании.

Молодые работники хотят быть полезными компании, стране, заниматься любимым делом, учиться, реализовывать свои возможности, строить успешную карьеру, получать достойную оплату за свой труд, хотят быть уверенными в завтрашнем дне. Компания в свою очередь создаёт им благоприятные условия для повышения профессионального уровня, развития инновационного мышления, лояльности и патриотизма к компании и своей родине.

Учитывая, что состояние высшей школы не даёт уверенности в качественной подготовке молодых специалистов, в обществе обеспечиваются системное и непрерывное обучение и повышение квалификации, прежде всего молодых работников. Ключевое место при этом занимает корпоративный университет – дирекция «Академия инфокоммуникационных технологий», функционирующий не один десяток лет и являющийся образовательным, научным, методическим и консультативным центром общества. В его стенах прошли обучение и повышение квалификации тысячи работников. Пристальное внимание уделяется подготовке кадров для компании в отечественных и зарубежных вузах через выделение работодателем образовательной квоты.

Впервые внедрена отраслевая магистерская программа совместно с Алматинским университетом энергетики и связи (АУЭС) – ведущим профильным вузом в сфере телекоммуникаций. В результате реализации данного образовательного проекта будет достигнута эффективная интеграция образования, науки и производства, привязка учебных программ к потребностям бизнеса АО «Казахтелеком».

В обществе не первый год функционирует внутрикорпоративный HR– портал «mytelecom» – социально значимый ресурс компании. На портале зарегистрировано более 14 тысяч человек, а наиболее активными пользователями являются молодые работники общества. Это современный и эффективный инструмент корпоративного управления и общения, предназначенный для создания единого информационного пространства внутри компании, взаимодействия работников через форумы, блоги, опросы, голосования, обмен короткими сообщениями, видеоконференцию, а также инструмент создания виртуальных областей для поддержки различных проектов, обмена знаниями и информацией. Это мир виртуальных рабочих пространств, потому что в компании структурные подразделения (филиалы) расположены территориально удалённо друг от друга, имеют сложную организационную структуру и вопросы взаимодействия между работниками и доступа к актуальной информации являются критически важными.

В рамках системы управления знаниями на портале реализуется проект «Центр знаний», нацеленный на создание, обмен, накопление и распространение знаний, а также на стимулирование самообучения и самосовершенствования работников общества.

В работе с молодёжью большое значение имеет система мотивации, и одним из инструментов является «социальный лифт». Так наиболее талантливые члены Совета молодёжи представлены в программе ТОП – 50, в рамках которой реализуются мероприятия по их обучению и развитию.

Сейчас крайне важно сформировать сильную идеологию, эффективную и действенную молодёжную политику, ориентированную на гражданское становление, патриотизм, развитие творческих способностей и самореализацию молодых людей, на обновление структуры ценностей и интересов молодёжи. Необходимо выстроить действенную систему обеспечения преемственности поколений, передачи опыта и знаний старшего поколения молодым, иначе мы вырастим «манкуртов», не помнящих и не знающих своего прошлого. Следует развивать социальные институты, стимулирующие развитие интеллектуально-образовательного потенциала молодёжи в соответствии с важнейшими прогрессивными мировыми тенденциями и потребностями казахстанского общества.

За молодёжью будущее, и именно от неё зависит, в какой стране мы будем жить завтра. Молодёжь – не просто будущее страны – это и её настоящее.

БУКЕТОВА Д.Е.,
директор департамента управления и развития
персонала АО «Казахтелеком», председатель общего собрания республиканского общественного объединения
«Ассоциация HR-менеджеров Казахстана»

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter