"Мы имеем большие остатки квазигосударственного сектора. В целях контроля они сейчас зачисляются в казначейство, а не как раньше, в банки второго уровня, и расходуются только по факту, то есть по предоставлению документов, как по бюджетным программам. На конец года сумма увеличилась в 6 раз и превысила 300 млрд тенге. С одной стороны, конечно же, есть контроль, но с другой стороны, обездвиживаются деньги. Возможно, надо будет уйти от аккумулирования в казначействе денежных средств квазигосударственного сектора. Но это мы ещё будем обсуждать", - заявил Султанов.
Эти слова вызвали шквал возмущений среди депутатского корпуса. Успокаивать мажилисменов пришлось председателю комитета по финансам и бюджету Гульжан Карагусовой. Она-то и объяснила министру, чем недовольны парламентарии. Оказывается, введения новой системы отчётности для квазигосударственного сектора депутаты добивались почти 6 лет.
"Я понимаю наше эмоциональное возбуждение, особенно по квазигосударственному сектору. Бахыт Турлыханович, мы этого добивались шесть лет. А теперь, когда деньги положили в казначейство, сразу увидели, сколько денег не осваивается. Все международные эксперты заявляют, что квазигосударственный сектор должен быть таким же транспарентным. Или все выплаты из Национального фонда проводить через бюджет, а не через квазигосударственный сектор или банки второго уровня", - объяснила Гульжан Карагусова.
Мы обворовываем собственных детей. Мы бы за 5 лет обеспечили страну необходимым количеством садов.
Огромную сумму, не освоенную национальными компаниями, депутаты пытались сравнить с суммами, необходимыми для строительства социальных объектов. Они считают, что Правительство слабо контролирует отчётность государственных предприятий.
"Что может быть общего между детьми и квазигосударственным сектором? Давайте посчитаем. 322 млрд тенге, которые не освоены квазигосударственным сектором. Если взять в среднем, что один садик стоит 800 млн тенге, то можно было бы построить 422 детских сада, в которых бы воспитывались более 100 тысяч детей. Тогда как на сегодняшний день у нас не обеспечено свыше 530 тысяч детей детскими садами. Такими темпами мы бы за 5 лет обеспечили страну необходимым количеством садов. Мы обворовываем собственных детей. Кому-то надо попросить прощения у них от квазисектора", - заявила Балиева.
Министр финансов попытался объясниться. Он сообщил, что новая система отчётности создает пробки для движения денежных средств квазигосударственного сектора.
"Это только ухудшило качество планирования и реализации. С другой стороны, мы создаём пробки. Мы жёстко заставили квазигосударственный сектор работать по актам выполненных работ", - объяснил Султанов депутатам.
Ответ Бахыта Султанова госпожу Балиеву не устроил. Она посчитала, что ничего конкретного он не сказал. При этом дала совет чиновнику более рационально использовать государственные деньги.
"Тогда надо быть более рациональными. Есть такие проекты, которые вы растягиваете на три года. Например, газопровод в Алматинской области. Вы его на три года растянули и даёте по 4 млрд тенге. Вы говорите, что идёт неосвоение. Тогда отдайте им. Они эти деньги освоили за три месяца. Они это время освоят за три года. Такие же проекты есть и в других областях. Отдайте им деньги, тогда предприниматели Алматинской области будут с газом, себестоимость будет ниже. Рентабельность будет выше", - сказала Балиева.
Извините, я могу уйти. Это регламентировано. Я могу встать и уйти.
Речь Балиевой прервал Куттыкожа Идрисов, член комитета по финансам и бюджету. Он попросил мажилисвумен быть покороче, так как есть и другие вопросы.
"Извините, я могу уйти. Это регламентировано. Я могу встать и уйти. В конце-то концов, мы же должны добраться до истины. Всё-таки прогнозирование и реализация - это зона ответственности Правительства и "Самрук-Казына", - заключила Загипа Балиева.
Свое слово Загипа Балиева сдержала. Сразу же после своего выступления она встала и ушла. Заседание продолжилось без нее.