Месячный чек в торговле на одного горожанина вырос за год на 11 тысяч тенге. За декабрь 2014 года объём покупок на городского жителя составил почти 76 тысяч тенге, год назад – 65 тысяч, подсчитали в Ranking.kz. Торговля растёт, становится внешне цивилизованной: появляются новые торговые центры, власть успешно прикрывает рынки. Правда, за покупки в новых зданиях граждане заплатят дважды: налогами и просто из кармана. Новые ТРЦ тоже платят налоги лишь с малой толики доходов. Фиксированная чеками торговля, по моим подсчётам, составляет лишь 12%. Остальные 88% объёма торговли не фиксируется? Уходит мимо кассы?

– Заходила недавно в магазин «Детская одежда немецких брендов Blue Seven…» в торговом доме «Алтын Тараз», реклама скидочного сервиса chocolife.me меня туда завлекла. Так магазин оказался скидкой в аутлет: грязные цвета одежды, кривые швы, неприятный запах, – сетует соседка.

ИНДЕКС ДОВЕРИЯ МОЖЕТ ОБМАНУТЬ

Если пересчитать рост фиксированной чеками торговли на одного горожанина в долларах США: $418 в 2014 году и $396 в 2013-м, то рост получится не такой впечатляющий: вместо 17% – 5,5%. Объём всей розничной торговли за 2014 год, по данным Статкомитета, составил 6 трлн против 5 трлн тенге за 2013 год. А общий объём зарегистрированной розничной торговли, по данным проекта по мониторингу экономики Казахстана – Ranking.kz, к новому году вырос на 20% – до 726 млрд тенге.

Значит, торговля фиксирует чеками (726 млрд против 6 трлн тенге) всего 12% продаж в Казахстане. Остальные 88% покупок, по моим непрофессиональным подсчётам, идут мимо кассы и налогов в бюджет. Это не удивляет. Оптово-розничная торговля занимает первое место в рейтинге самых коррупционноёмких отраслей казахстанской экономики, говорят эксперты.

По данным Индекса развития глобальной торговли (Global Retail Development Index), в 2014 году Казахстан вошёл в топ-10 среди 30 стран с развивающейся экономикой. Мы поднялись за три последних года в этом рейтинге на 9 пунктов – до отметки 52,7, обогнав Россию. Это понятно: Казахстану не угрожают международные санкции, выступления на Майдане, у нас ненасыщенный рынок и низкие розничные продажи.

В отчёте консалтинговой компании A.T. Kearney, выпущенном по результатам измерения индекса доверия к разным странам, бизнес-среда Казахстана оценивается как улучшающаяся благодаря природным ресурсам, созданию ЕАЭС, росту инвестиций в развитие торговой недвижимости. Замедление экономики, последняя девальвация тенге усложняют, но не закрывают вход международным ритейлерам на казахстанский рынок.

Наш минус – небольшое население и резкая разница в доходах. Население делится на очень богатых и очень бедных. Между двумя этими группами немногочисленный средний класс. Рынок предметов роскоши растёт и будет расти: наибольшей популярностью пользуются в Казахстане автомобили Lada, но покупают уже и Rolls-Royce. А недорогие магазины и супермаркеты почти исчерпали резервы роста.

КТО В ТОРГОВЛЕ УДАЧЛИВЕЕ

Основные центры розничной торговли в Казахстане – крупные города. Так в Алматы реализуется почти четверть – 24,4% официальных розничных продаж, в Астане – 9,5%. В топ-4 по доле продаж входят Восточно-Казахстанская – 10,2% и Карагандинская – 9,9% области. Уровень трат на одного городского жителя вырос во всем Казахстане. Самые высокие среднемесячные чеки на городского жителя у алматинцев (116 тысяч) и атыраусцев (92 тысячи тенге).

Так что новые торговые центры Алматы – Dostyk Plaza (Серик Тульбасов – владелец TS Development) и Mega Park (Нурлан Смагулов) наверняка принесут неплохую прибыль собственникам.

Конечно, не очень новые или престижные торговые центры, вроде «Алтын Тараз», у железнодорожного вокзала Алматы II или «Дуката» на ул. Шаляпина становятся всё более похожими на ярмарки конца 90-х: по покупательским ощущениям людей в них меньше, статусные бутики замещаются магазинчиками, торгующими недорогим турецким и китайским ширпотребом. Концепция торгового центра в таких местах разрушается, но в кризисные годы денежный поток важнее имиджа.

Поведение покупателей тоже меняется. Они стали ходить за покупками более целенаправленно. Те, у кого нет денег, по торговым центрам вообще не ходят. Людей стало меньше, целевых покупок – больше. Посетитель старается не ходить туда, где его будут искушать. Пары стали расщепляться: муж не ходит в магазин с женой, чтобы не раскрутила его на деньги, мама не берет в магазин ребёнка, чтобы тот не выпросил игрушку, подруги перестают ходить по торговым центрам вместе, чтобы не потратить больше. Люди становятся более осторожными в покупках, говорят эксперты.

БОРЬБА НЕ «ЗА» ПОКУПАТЕЛЯ

С рынками, где до сих пор отоваривается большинство граждан, борются правительство и местные власти. Видимо, там, где эта борьба не такая ожесточённая, торговля растёт быстрее. Жамбылская область – лидер по темпам роста розничной торговли. За декабрь 2014-го фиксированные розничные продажи выросли более чем в полтора раза – до 28 млрд тенге. При этом, по данным акимата, в области на начало 2015 года действовал 41 торговый рынок.

Несмотря на протесты и просьбы торговцев полностью отказаться от нецивилизованной практики решения вопросов с мелкой торговлей в виде сносов, рейдов, демонтажей и прочего, алматинская барахолка с начала модернизации сократилась больше чем наполовину. Это свидетельствует о неуважении властей к такому сегменту малого бизнеса, как мелкорозничная торговля, а это всё-таки процентов 90 казахстанского малого бизнеса и единственный реальный конкурент торговым сетям. Снесли 16 рынков. Строят 10-полосную центральную магистраль. Каждый торговый дом будет связан кольцевым транспортным коридором, появятся несколько подземных и надземных пешеходных переходов. Только на строительство дорог на Северном кольце затратили почти 700 млн тенге. Уже нужно дополнительное финансирование.

Торговля в новых зданиях наверняка приведёт к увеличению стоимости торгового места для продавцов. Это приведёт к удорожанию товаров. Так что, заплатив однажды налогами за дорожную инфраструктуру, алматинцы заплатят во второй раз – из кармана.

Нашим бы властям брать пример с Китая, где Минфин постановил возвращать иностранным туристам налоги с покупок: одежды, обуви, косметики, часов, украшений, электроники, канцелярских и спортивных товаров, мединструментов и мебели. Уж в Китае-то столько покупают, сколько Казахстану не снилось, а власти стараются ещё больше удешевить товар, чтобы стимулировать покупки.

Туристы, пробывшие на территорию КНР не более полугода назад, смогут получить обратно 11% налогов от суммы покупки. Товары должны быть в оригинальной упаковке. Оформить возврат можно в течение 90 суток с момента покупки, если стоимость покупок в одном магазине более 500 юаней (примерно $81). Если товаров куплено меньше, чем на 10000 юаней (примерно $1610), то получить налоговый возврат турист сможет наличными или на банковский счёт, если больше, то только через банковский перевод. Чтобы оформить возврат, турист должен предъявить удостоверение личности и чек на покупку на выезде: в аэропортах, морпортах и пунктах пересечения границы.

Тогда, может, богатели бы не только олигархи или высокопосаженные чиновники, но и остальные казахстанцы.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter