Прямой эфир Новости спорта

Межнациональные конфликты: актуальность проблемы и опыт Казахстана

В сегодняшнем мире значение толерантности как одного из главных факторов стабильности трудно переоценить. Именно сейчас наиболее остро проверяются на прочность механизмы противодействия главным угрозам миру. Помимо терроризма, голода, эпидемий, сегодняшними реалиями стали попытки разделить мир по цивилизационному признаку. Одно мировоззрение противопоставляется…
В сегодняшнем мире значение толерантности как одного из главных факторов стабильности трудно переоценить. Именно сейчас наиболее остро проверяются на прочность механизмы противодействия главным угрозам миру. Помимо терроризма, голода, эпидемий, сегодняшними реалиями стали попытки разделить мир по цивилизационному признаку. Одно мировоззрение противопоставляется другому, и это создает напряженность и открытые конфликты.

В конце XX столетия, в результате глобализации национальные границы начали становиться все более прозрачными. Эта перестройка мира нередко сопровождалась автономизацией регионов и формированием идентичностей уже не на государственной основе, а на иной – этнической, религиозной, языковой. Не случайно, практически все современные конфликты – внутригосударственные. Они получили название «конфликтов идентичности» и характеризуются плохой управляемостью, подключением многих участников, слабостью центральной власти и т. п.

Сам процесс перестройки мировой системы протекает крайне неравномерно и противоречиво, что само по себе способствует развитию конфликтов.

К сожалению, нынешняя фаза развития человеческой цивилизации характеризуется разрастанием межнациональных, межконфессиональных и иных столкновений по всей планете. Глобализация, особенно глобализация информационной среды, сообщает о конфликте в режиме on-line: любое острое событие, происходящее на другом краю света, воздействует на массового зрителя всем своим драматизмом, своего рода «информационным ударом» в тот же день или даже час. Плотность информационных потоков и количество мелких и крупных информационных ударов таково, что никакой возможности для анализа или трезвой оценки событий у массового зрителя не остается.

В последние годы национальный вопрос приобрел большую остроту и во многих экономически развитых странах, что связано прежде всего с фактическим экономическим и социальным неравенством живущих в них этносов. В первую очередь это относится к Великобритании, Франции, Канаде, Бельгии, Испании, ЮАР.

В целом, по данным этнологов, в мире существует до 5 тысяч этнических групп, которые потенциально готовы заявить о своих правах на самоопределение и образование государства. Большая часть этих движений протекает в латентной или ненасильственной форме. Однако 260 этнических меньшинств активно требуют независимости или отделения и признания в ООН. От 70 до 90 из этих этнических конфликтов характеризуются вспышками насилия.

По оценкам ООН, внутригосударственные, в том числе и межэтнические конфликты, унесли больше человеческих жизней, чем войны. Опасность подобного рода противостояний обусловлена тем, что во многих случаях они бывают разрушительными не только для изначально конфликтующих сторон, но и для других государств.

Сегодня стало очевидным, что прежние варианты решения межэтнических проблем себя исчерпали, что национальная рознь, национальная вражда, национальное недоверие – это, как правило, следствие накапливавшихся годами ошибок и промахов в этнической политике.

Обостренное этнического самосознания, нетерпимость к малейшим нарушениям этнического равноправия пронизывают духовную атмосферу нашего времени. Мощным катализатором развития конфликта является политизация этнических интересов, перекрещивание этнического и государственного. Провоцируемый вплетением политических интересов этнический конфликт достигает высшей стадии обострения, переходит в этнический антагонизм.

Наша страна с ее богатой культурой и практикой межнационального общения может внести огромный вклад в накопление опыта межнационального и межрелигиозного общения.

Существенная часть пройденного Казахстаном пути – это уникальная история этнического и культурного взаимодействия населяющих его народов, проникающего по существу во все сферы бытия – язык, образ жизни и мышления, менталитет.

Как известно, в Казахстане проживают более 130 национальностей, представители 46 религиозных конфессий. Именно толерантность стала решающим фактором обеспечения мира, стабильности и экономического прогресса Казахстана. Принцип толерантности для Казахстана – не только норма политической культуры, но и государственный принцип.

Соблюдение прав и свобод граждан любой национальности и вероисповедания – это базовые принципы межэтнической политики Казахстана. Они лежат в основе решения стратегической задачи – удовлетворить потребности национальных меньшинств. И главные из них касаются культуры, образования и сохранения родного языка. В Казахстане сложилась система поддержания межнационального согласия, главный принцип которого – диалог общества и государства.

Утвердившись в качестве активного члена мирового сообщества, наша страна решает масштабную задачу – обеспечить динамичный рост общества, равное и полнокровное поступательное развитие национальностей, единство народа и прогресс.

Говоря о сущностных идеях казахстанской государственности, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркивает, что доминирующей является идея целостности народа Казахстана. «Каждый казахстанец, независимо от его национальной принадлежности, должен сознавать, что Казахстан – это плоть от плоти его, родное государство, всегда готовое защитить его права и свободы. Только в этом случае появляется корневая основа для взращивания и воспитания чувства казахстанского патриотизма, только в этом случае сограждане испытают чувство гордости за принадлежность государству, которое весь мир знает теперь как Казахстан».

Для полиэтничного государства, каковым является Казахстан, задача укрепления межнационального согласия является по существу главной «ценностью для выживания», важнейшей составной частью продвижения к демократии, необходимым условием развития страны и успеха осуществляемых преобразований.

Современный мир испытывает дефицит свежих идей – прежде всего по преодолению межэтнических, межрелигиозных и культурологических разногласий. Они становятся главным препятствием на пути к мирному развитию.

И, как представляется, наш опыт органичного сосуществования множества этносов и конфессий позволяет нам вырабатывать и претворять в жизнь собственную модель глобального межкультурного и межрелигиозного диалога.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров