Прямой эфир Новости спорта

Когда казахи были узбеками

Одна из особенностей, присущих тюркским народам, заключается в том, что они верят – в повседневной жизни их окружают души умерших: друзей, родственников, ушедших в загробный мир, героев, батыров прошлого. И здесь возникает странная коллизия. Европеец, он, как правило, ярко выраженный индивидуалист, со всеми своими делами справляющийся в одиночку. Тогда как казах, чем…
Одна из особенностей, присущих тюркским народам, заключается в том, что они верят – в повседневной жизни их окружают души умерших: друзей, родственников, ушедших в загробный мир, героев, батыров прошлого. И здесь возникает странная коллизия. Европеец, он, как правило, ярко выраженный индивидуалист, со всеми своими делами справляющийся в одиночку. Тогда как казах, чем бы он ни занимался, пашет ли он землю, сражается ли с врагами, сидит ли за экраном монитора, всегда знает, что он окружен сонмом ушедших в мир иной его соплеменников, готовых оказать ему любую требуемую помощь. Стоит только об этом их попросить. Что мы и делаем часто, обращаясь к ним со словами: «О, Аруах!»

Поэтому нет ничего удивительного в том, что, к примеру, в статье журналиста Култеу Мукаша «Душа хана Кенесары ходит по миру неприкаянная», опубликованной в двух последних номерах газеты «Казак Адибиеты», мы вычитываем такие удивительные для чужестранца строки. Когда он рассказывает о своей поездке, связанной с захоронением праха хана Кенесары на родной земле Кокшетау:

– Если верить словам провидцев, нас на этом нашем пути незримо сопровождали духи Чингисхана, Жоши-хана, семи последующих ханов начиная с Жанибека, святых: Арыстан-бапа, Акбуры, Карабуры, других великих казахских батыров и героев прошлого.

Причем та высокая миссия, которую берет на себя Кулдеу Мукаш и его соратники, связанная с перезахоронением останков великого хана на земле предков, должна успокоить неприкаянную душу хана Кенесары.

А как гласит народная мудрость: «Пока не будут довольны усопшие, не будет достатка и благополучия у живых». И это – довольно интересный, идеалистически- философский взгляд на вещи, рисующий наш мир в неразрывной цепи живущего и потустороннего.

А если еще учесть, что казахи всегда жили погруженными в мир сказок, легенд, мифов и древней истории – то можно понять, насколько та прежняя кочевая реальность, сегодня сильно размытая, отличается от реалий дня настоящего. В ней было всего в достатке и все перемешано: аруахи, герои, люди, обстоятельства; гунны, их предводитель Аттила, сакская царица Томирис, великий воитель Чингисхан, султан Бейбарс, Толе би, Аблай. Можно вспомнить даже то, что казахи в свое время были узбеками. В то время как узбеки нынешние именовались сартами.

И об этом рассказывается в статье «Как казахи превратились в узбеков» историка Торегали Ташенова, опубликованной в номере 107 газеты «Айкын Апта» от 14 июня 2007 года.

Известно из истории, что воевавшие под началом отважного и справедливого хана Узбека монгольские воины взяли себе имя – узбек, создав на территории Степи Дешт-и-Кипчак государство кочевых узбеков.

– Потом уже, в 1450 году, – пишет историк, – во времена правления хана Абулхаира произошел раскол в среде кочевого народа, и большая их часть во главе с Жанибеком и Кереем покинула родные земли, откочевав на территорию современного Семиречья и вернув себе старое, сохранившееся в народе самоназвание – казаки. То есть вольные люди, живущие без правителя, в условиях степной демократии.

Проходит еще какое-то время. И вот уже внук хана Абулхаира после смерти своего деда под натиском кочевых орд султана Жанибека бежит из Степи во главе небольшого отряда в сто пятьдесят сабель, попутно завоевывая для себя земли соседних оседлых сартов. Дав при этом покоренному народу прежде им не принадлежавшее имя – узбек. Так возникла новая династия Шейбанидов в Центральной Азии, на территории нынешнего Узбекистана.

И поэтому верна казахская поговорка, гласящая: «Узбек мой старший брат, а сарт – мой должник». Это отзвук прежней истории – напоминание о том времени, когда мы «подарили» славное имя «узбек» своим соседям.

– Тогда как сегодня, – замечает историк Торегали Ташенов, – идет обратный процесс. В наши дни казахов, проживающих в Узбекистане, поголовно записывают узбеками.

Другая тема. В газете «Жас казак» в глаза нам бьет заголовок статьи «Хулиган Путин: поддерживает ли он российский фашизм?», в которой приводятся рассуждения английского журналиста Майкла Биньона, полагающего, что:

– Сегодняшняя Россия оказалась в ситуации, в которой пребывала Германия после подписания ею унизительной Веймаровской капитуляции 1918 года. Когда у немцев появился комплекс национальной неполноценности, преодолеть который взялся Гитлер. Так появился на свет фашизм немецкий.

Но те же самые процессы мы наблюдаем на территории России. Русские сегодня не понимают, как это может Грузия, ослушавшись Кремля, обсуждать на полном серьезе с Западом вопросы своего вхождения в структуры НАТО? И почему маленькая Эстония, находящаяся под боком Москвы, может позволить себе убрать памятник Бронзовому солдату с центральной площади Таллина? Привыкшие диктовать свою волю соседям, привыкшие, чтобы их боялись, русские сегодня не могут свыкнуться с новой реальностью. Они еще не научились независимость соседних с ними государств воспринимать как величину абсолютную. И это служит питательной средой для появления в самой Российской Федерации разного рода националистических организаций, в том числе и крайне правого толка.

Что же касается президента Путина, то он, искусно манипулируя настроениями масс, в то же время умеет находить с ними общий язык. Он в этой стране «свой среди своих».

И здесь остается уповать только на то, заканчивает свою мысль автор: «…что у Кремля окажется в достатке сил, чтобы вывести федерацию из экономического кризиса. И тогда с ростом благополучия российских граждан национальные обиды сгладятся и уйдут на второй план, а сама Россия войдет в цивилизованную семью европейских народов».

И вот что по этому же поводу думает обозреватель издания «Зан Газеты» Аманхан Алимулы в своей статье «Национальный вопрос», приводящий следующую мысль:

– Русский патриот Станислав Куняев заявляет, что в России в наши дни необустроенными оказались прежде всего сами русские. Поэтому попытка обратить общество лицом к этой проблеме никакого отношения к фашизму не имеет и иметь не может. Это вопрос самосохранения нации.

Но то же самое, полагает Аманхан Алимулы, происходит сегодня и у нас, в Казахстане, где разного рода господа Беляковы, Бунаковы и Шуховы бросаются каждый раз в истерию и поднимают шум, заявляя о зарождении казахского фашизма, стоит только обществу лишний раз обратить внимание на проблемы коренного этноса. На его бедствующее положение.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров