В издании Atlantic Council вышла обширная аналитическая статья "Окружённый сверхдержавами, Казахстан ходит по геополитическому канату", подготовленная Наргис Касеновой, старшим научным сотрудником Центра российских и евразийских исследований имени Дэвиса при Гарвардском университете.
Исследование, основанное на данных Индекса свободы и процветания, демонстрирует, что после 2019 года Казахстан вступил в фазу заметных институциональных изменений, несмотря на сложный баланс между внутренними реформами и давлением со стороны России и Китая.
Переломный момент: от авторитаризма к реформам
Ключевой тезис работы Касеновой – отставка первого президента Нурсултана Назарбаева в 2019 году стала отправной точкой для трансформации страны. В этот период начались реформы, направленные на улучшение управления и повышение прозрачности государственных институтов. Президент Касым-Жомарт Токаев, первоначально воспринимавшийся как преемник старого режима, превратился в фигуру, которая отвечает на запрос общества на реформы.
"После января 2022 года Казахстан вступил в новую фазу трансформации, и это отразилось в росте индекса свободы", – отмечает Касенова.
Одним из ключевых показателей, на которые ссылается Касенова, является индекс свободы. Согласно ее анализу, на протяжении трех десятилетий наблюдались разнонаправленные тенденции. В 1990-х годах Казахстан двигался по пути либерализации, однако к концу десятилетия произошел откат к авторитарной модели. В дальнейшем наблюдалась сложная динамика: последовательный рост экономической свободы, но ухудшение показателей демократии и прав человека.
Также автор выдела три ключевых субиндекса, характеризующих развитие Казахстана в политическом, экономическом и правовом измерениях.
Так, именно с 2019 года начался рост политического подиндекса, который до этого три десятилетия стабильно снижался. Токаев инициировал концепцию "Слышащего государства", открытые местные выборы. По мнению автора, реформы в первую очередь направлены на устранение излишеств суперпрезидентской политической системы и улучшение управления государством.
Экономический подиндекс Казахстана демонстрирует устойчивый рост, превышая средние региональные показатели, несмотря на резкое снижение на 10 пунктов в 2000-2004 гг., вызванное ужесточением законодательства в сфере инвестиций, налогов и экологических норм. Это привело к ограничению свободы торговли, введению требований к локализации и пересмотру контрактов с иностранными инвесторами. Однако после 2004 г. подиндекс восстановился, а вступление в ВТО в 2015 г. укрепило его положительную динамику.
Правовой подиндекс в Казахстане остаётся наиболее проблемной сферой, отражая сложности с обеспечением верховенства закона. По словам Касеновой, улучшения заметны в эффективности бюрократии, где цифровизация и концепция "Слышащего государства" способствуют большей подотчётности госаппарата. Однако независимость судебной власти остается слабым звеном. Создание МФЦА с независимой судебной системой решает вопросы инвесторов, но подчеркивает неравенство перед законом для граждан. Судебная реформа Токаева и восстановление Конституционного суда могут изменить ситуацию, но реальные результаты будут видны только в ближайшие годы.
Индекс процветания: Казахстан сохраняет лидирующие позиции в регионе
Второй важный показатель – индекс процветания. Казахстан, обладая значительными природными ресурсами, имеет экономический потенциал выше среднего по региону. Это обеспечивается не только экспортом нефти и металлов, но и стабильными инвестициями в социальную сферу.
Касенова подчеркнула, что по показателю "Образование" Казахстан входит в число стран с лучшими показателями в мире. Страна может похвастаться почти всеобщим охватом начальным и средним образованием, а также высоким уровнем охвата высшим образованием. Назарбаевское правительство делало ставку на элитные образовательные проекты, такие как Назарбаев Университет и НИШ, тогда как администрация Токаева сосредоточилась на улучшении массового образования, особенно в сельской местности. Рост финансирования, повышение статуса учителей и международное сотрудничество с зарубежными вузами направлены на устранение дисбалансов и повышение качества обучения.
В сфере здравоохранения Казахстан достиг значительных успехов в снижении младенческой и материнской смертности. Однако пандемия COVID-19 оказала серьезное влияние на показатели продолжительности жизни, что наблюдалось и в других странах региона. Казахстан активно боролся с кризисом, оперативно развернув вакцинацию. В рамках национального проекта "Здоровая нация" правительство ставит цель увеличить среднюю продолжительность жизни с 75 до 77 лет за пять лет, что подчеркивает долгосрочный фокус на улучшение системы здравоохранения.
Казахстан получил высокие оценки по компоненту меньшинств. Конституция страны запрещает любую дискриминацию "по признакам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства и любых других обстоятельств". Представители различных этнических групп входят в состав Ассамблеи народа Казахстана – специального политического органа, возглавляемого президентом страны. Пять членов Ассамблеи избираются в Сенат.
По компоненту "Окружающая среда" Казахстан имеет показатели выше среднего по региону. Страна не является крупным эмитентом углерода, но это в значительной степени объясняется небольшим населением страны (20 миллионов человек), которое уступает крупным соседям в более широком регионе Евразии. Углеродоёмкость Казахстана, то есть количество углекислого газа, выбрасываемого на единицу энергии, высока (0,33 кг на киловатт-час) и превышает показатели Китая (0,26 кг/кВт-ч) и Индии (0,28 кг/кВт-ч). Правительство реализует амбициозную программу декарбонизации, стремясь достичь чистого нуля к 2060 году.
Программа реформ Президента Токаева создает потенциал для умеренной либерализации. Как отмечает Касенова:"Для того, чтобы программа постепенной либерализации сработала, на внутреннем уровне государство должно сохранять волю к реформам и способность проводить их с существенным успехом, а общество должно быть заинтересовано в реформах".
Также автор подчеркивает, что успех реформ зависит и от внешнего контекста. Углубление связей с Западом – важный стимул для либерализации, однако Казахстан вынужден балансировать, чтобы не спровоцировать Москву и Пекин.
"Партнёрство с Западом необходимо, но его нужно выстраивать аккуратно, через новые форматы, а не модели 1990-х", – отмечает Касенова.
-
1💣В Астане взорвался газовый баллон в тандырной: пострадали 4 человека
-
2475
-
3
-
26
-
-
2🎵 Щелкунчик, квартирники и AZAGHAL. Что можно посмотреть в Алматы и Астане с 11 по 31 декабря
-
2504
-
0
-
8
-
-
3🚕 Учишь казахский - ездишь бесплатно: в Темиртау появилось необычное такси
-
2553
-
0
-
47
-
-
4🚗 В Абайской области больше 30 машин незаконно прорвались через блокпосты, выставленные из-за непогоды.
-
2182
-
5
-
20
-
-
5🚓 В Алматы задержали восьмиклассника за угрозы школам в соцсетях
-
2153
-
2
-
26
-
-
6😷 Гонконгский грипп в Казахстане: чем опасен вирус и что рекомендуют медики
-
2368
-
0
-
8
-
-
7🎬🎥Новую часть «Доспехов Бога» с Джеки Чаном снимут в Мангистау
-
2157
-
1
-
53
-
-
8❗️В Алматы раскрыли группу, продававшую новорождённых
-
2062
-
2
-
30
-
-
9⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 11 декабря
-
2225
-
0
-
2
-
-
10🤔 Не успели морозы вступить в силу, как тут же сдали позиции.
-
2380
-
1
-
6
-
USD:
521.5 / 524.1
EUR:
611.5 / 616.5
RUB:
6.45 / 6.57
