"В среднем, 15% трудоспособного населения Казахстана планируют в перспективе трёх лет открыть своё собственное дело", – такие данные озвучила в ходе пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций национальный координатор программы  Global Entrepreneurship Monitor (Высшая школа бизнеса Назарбаев университета) Лейла Ергожа.

По её словам, основными целями данного проекта являются: измерение предпринимательской активности между странами, раскрытие факторов, влияющих на эту активность, а также определение стратегии, которая может способствовать развитию предпринимательства.

Как уточняется, исследовательская часть проекта осуществляется путём двух видов исследований. Первое – это опрос взрослого трудоспособного населения в возрасте от 18 до 64 лет. При этом охватываются все регионы Казахстана и города Алматы и Астана. Второе – опрос национальных экспертов, которые дают оценку условиям. Таким, как: финансирование в сфере предпринимательства, государственная политика, государственные программы, коммерческая и физическая инфраструктура.

Исследование GEM по Казахстану показывает, что уровень предпринимательской активности в стране составляет  13,7%, – это значит, что в среднем порядка 13% трудоспособного населения страны вовлечено в предпринимательскую деятельность. Кроме того, как стало известно, казахстанцы больше и чаще задумываются о запуске своего дела, чем жители стран ЕС, США, Канады, Австралии и Сингапура.

Казахстанцы в большинстве случаев решают открыть своё дело по собственной инициативе, и лишь только треть предпринимателей занялась бизнесом по причине отсутствия другой альтернативы заработку или отсутствия работы как таковой. Однако при этом женщины чаще, чем мужчины, занимаются бизнесом по надобности, но не по желанию.

Страх неудачи или возможного провала испытывает каждый четвёртый потенциальный предприниматель. Причём, как показало исследование, молодёжь более устойчива к рискам, чем зрелые участники исследования. Примечательно, что жителям южных регионов характерно испытывать меньше страха, чем жителям западных и северных регионов РК.

Новое поколение предпринимателей – это молодые жители Казахстана в возрасте от 18 до 34 лет, обладающие определённой компетенцией и знаниями в области ведения бизнеса. Так, практически у половины из них имеются знакомые бизнесмены, ведущие предпринимательскую деятельность не первый год. Как отмечается в исследованиях GEM, люди у которых имеются члены семьи и близкие друзья, вовлечённые в  предпринимательскую деятельность, чаще становятся предпринимателями.

Запуск своего дела будущие предприниматели планируют обеспечить за счёт личных и семейных сбережений (60%). Банковские займы рассматриваются лишь одной третью потенциальных предпринимателей.

Выпуск новой продукции планируют запустить лишь 5% будущих предпринимателей, большую часть которых составляют молодые жители Казахстана. Данная группа молодых предпринимателей в большей мере использует современные технологии ведения бизнеса, в том числе Интернет.

Потенциальные предприниматели планируют открыть своё дело преимущественно в низкопроизводительных секторах экономики, в частности в торговле (50%), а также  в секторе услуг (30%). Только порядка 10% планируют заняться производством.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter