Этой публикацией Фонд развития предпринимательства «Даму» продолжает серию статей о том, как казахстанцы становятся предпринимателями, как вынашивают идеи и строят бизнес.

Рядовой обыватель привык считать: казахстанский малый и средний бизнес за годы независимости хорошо научился производить… договоры купли-продажи. Но это мнение ошибочно. Многие продвинутые бизнесмены давно поняли: строить далеко идущие планы невозможно без производства. Кто-то нашёл себя в изготовлении продуктов питания, кто-то делает мебель. ТОО «Компания «БалХан», владелец торговой марки 100LED и пока хорошо известная в узких околонаучных кругах, решила покорить рынок света.

– «БалХан» входит в крупную бизнес-группу, – рассказал директор компании Айдос Бакбергенов. – Всё началось в 2011 году, когда руководство холдинга из-за спада в реализации продукции приняло решение максимально снизить производственные расходы. Одним из пунктов этого замысла было снижение энергозатрат. Замена ламп накаливания на светодиодные уже через 3 месяца дала превосходные результаты: расходы на освещение двух производственных цехов площадью 1800 кв. м метров снизились на 60%! Это при том что первую партию ламп мы напрямую закупили в Тайване, то есть без всяких накруток.

Так у предпринимателей и возникла мысль: а почему бы не начать производство светодиодного оборудования самим, ведь глупо везти из того же Китая светильники, 40% от стоимости которых составляет алюминий. Приобретать его у казахстанского производителя гораздо дешевле. Сложность заключалась лишь в том, что ничего подобного в Казахстане ещё не было, а тот ассортимент Made in Kazakhstan, что стал появляться на рынке, на 90% состоял из зарубежных комплектующих и представлял собой результат конечной сборки.

В «БалХане» закипела работа: технари разъехались по командировкам на заводы, а администрация совместно с Государственным физико-техническим институтом, расположенным в Парке инновационных технологий «Алатау», стала думать над созданием уникального светильника с идеальными характеристиками – низкой ценой и высоким качеством. Первый продукт сошёл с конвейера через год и три месяца.

По словам Айдоса Бакбергенова, это был уличный светильник, в котором почти все комплектующие – казахстанского производства, от алюминиевого корпуса до металлических конструкций. Но компания не зря больше года вкладывала инвестиции в инновационную составляющую своей продукции. Она уникальная во всём. Для сравнения: уличные фонари зарубежного производства, что освещают ночной Алматы, в среднем стоят 150 000 тенге, тогда как светильник торговой марки 100LED с куда более лучшими характеристиками – 55 000 тенге. Преимущество не только в цене. Казахстанский производитель слишком дорожит своей репутацией, поэтому кроме экономии электроэнергии гарантирует покупателю безупречную работу светильника на протяжении 5 лет даже при резких скачках напряжения. Чего, кстати, не предоставляет ни одна из компаний-экспортёров и производителей светильников.

И хотя торговая марка и предприятие очень молодые, они уже зарекомендовали себя с лучшей стороны в среде нацкомпаний и госструктур. Министерство обороны Казахстана, АО «МангистауМунайГаз», АО «Казахстан Темир Жолы» – это лишь малый список клиентов компании. До конца года уличные и офисные светильники начнут поставляться в Россию. Не исключено, что в скором времени и ночной Алматы засияет по-новому.

Айдос Бакбергенов не скрывает: до получения прибыли предприятию пока далеко – слишком много времени средства вкладывались в дорогостоящие разработки без какой-либо финансовой отдачи. Несмотря на это сейчас предприятие ждёт выделения в Парке инновационных технологий «Алатау» 1 гектара земли для строительства завода по более полной переработке продукции. Строительство нового завода позволит запустить производство комплектующих из резинотехнических и полимерных материалов, что, в конечном счёте, снизит себестоимость продукции. С введением его в эксплуатацию компания даст ещё 75 рабочих мест к нынешним 25.

– Существующей линии производства светодиодного оборудования вполне хватало для первых шагов, но мы хотели увеличить долю казахстанского содержания в продукции и снизить её себестоимость, – рассказывает Айдос Бакбергенов. – Вот в этом вопросе нам и помог фонд «Даму». Мы смогли приобрести дорогостоящее оборудование в кредит, половину которого оплатить поможет фонд. Я думаю, что если бы не «Даму», вопрос о расширении бизнеса можно было отложить до лучших времён.

Производство стартовало в начале 2014. За это время в разных уголках страны загорелись порядка 10 000 казахстанских уличных и офисных светильников. Напрасно инициаторы инновационного производства переживали за будущее своей светлой идеи.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter