Недавно Астану посетил известный российский блогер Илья Варламов. Погулял он по нашей столице, поснимал, а позже выложил в своём блоге пост с многочисленными фотографиями, в котором достаточно критически описывает городскую инфраструктуру Астаны. Есть в блоге Варламова снимки, где огромный внедорожник нашёл место прямо на тротуаре, а некоторые автолюбители просто-напросто припарковались на пешеходном переходе. Этим блогер хотел показать, как молодой город с небольшим населением перенасыщен автомобилями. Что правда, то правда! Центр Астаны – это букет штрафников. А куда деваться, если парковочных мест катастрофически не хватает. Транспортная ситуация в Астане достигла критического уровня и требует кардинальных мер реформирования.
Я не раз обращал внимание властей на эту ситуацию, даже направлял депутатский запрос на имя премьер-министра. Но, к сожалению, как я понял, власти пока не воспринимают дефицит парковок на улицах Астаны как серьёзную проблему. А ведь никто не задумывается, что беспорядочная и стихийная парковка у зданий мешает подвозу товаров в магазины, грузов на предприятия, проезду специальных машин в экстренных ситуациях. Например, пожарных и скорой медицинской помощи. Затруднена или стала невозможной механизированная уборка территории.
Городские власти действуют главным образом запретами. Например, запрещением въезда, проезда и парковки. Устанавливают для этого запрещающие знаки, местами перекрывают проезды бетонными блоками. Складывается ощущение, что дороги и парковки Астаны проектировали по старым советским стандартам, когда все градостроительные планы рассчитывались на то число автомобилистов, которое было тогда. Aв советские времена автомобиль считался роскошью. И был доступен очень ограниченному кругу людей. Сегодня уровень автомобилизации Астаны – 350 автомобилей на каждые 1000 человек. Принимая во внимание неразвитость сети общественного транспорта, можно было предвидеть взрывной рост числа личных автомобилей в столице. Поэтому проблему парковочных мест нужно было учесть с начала строительства Левобережья. Сегодня решение проблемы парковок – архисложная задача для городских властей. Причём весьма затратная. Например, строительство механизированных подземных паркингов или многоуровневых надземных паркингов требует вложения огромных денег. Отечественный бизнес не решится инвестировать их в такое дело, потому что парковочные места – коммерчески невыгодные проекты.
Стоимость одного парковочного места не окупается. Поэтому представители коммерческих организаций, которые занимаются у нас строительством жилья, стараются избегать подобных проектов.
Строить подземные или надземные парковки для продажи – тоже не имеет смысла: средняя цена парковочного места составляет около 10 тысяч долларов. Кто будет покупать такое, если за эти деньги можно поменять автомобиль? И вообще пока астанчане могут ставить свои автомобили в зоне своего подъезда, их никакими усилиями не заставишь загнать машину в паркинг, до которого нужно добраться и где нужно платить. К примеру, в выходные возле крупных торговых центров Астаны от скопления автомобилей просто яблоку негде упасть. В то же время паркинги этих торговых центров остаются полупустыми. Несмотря на то, что парковочные тарифы не такие уж высокие, люди всё равно не хотят платить. И оставляют свои машины на газонах или тротуарах. Вот это и есть одна из основных причин беспорядочной парковки машин на улицах Астаны. В этой ситуации я понимаю бизнесменов, которые, наблюдая за транспортной ситуацией в городе и поведением автовладельцев, не видят целесообразным вкладывать свои финансовые средства в бесперспективный бизнес-проект по строительству паркингов.
Если уж архитектурными методами не решить проблему паркинга в столице, то нужно вводить очень высокие штрафы. Дорожная полиция к ним не должна иметь никакого отношения. Этот орган должен заниматься исключительно дорожными вопросами.
Если обратиться к мировой практике, то в большинстве стран мира существуют специальные муниципальные учреждения, которые наделены правом штрафовать за нарушение правил парковки. За счёт этих штрафов они полностью себя содержат, приносят достаточно высокий доход городскому бюджету. Нарушителей – много. Штрафы – высокие. Пока мы это не введём у себя, что бы мы ни говорили, платными парковками будет пользоваться лишь небольшая часть автовладельцев.
Возвращаясь к критике блогера Варламова. В своих публикациях он частенько рассказывает об инновационной системе организации стоянок для автомобилей в американском Сан-Франциско. Суть этой системы проста. Как и в большинстве казахстанских городов, в Сан-Франциско автовладельцы чаще всего оставляют свои машины вдоль центральных улиц. Местные власти решили сделать такой способ парковки платным. Американские чиновники разработали схему, в которой цена за парковку зависит от спроса и загруженности стоянок.
Каждое парковочное место оборудовано сенсорным датчиком, информация о загруженности стоянок анализируется и, исходя из спроса, формируется цена. Всё просто: на тех улицах, где спрос на парковку высокий, цена будет максимальной и составит около 7 долларов. Там, где свободных мест много, автовладелец заплатит меньше: минимальная цена за час стоянки – 25 центов. А ночью и вовсе можно припарковаться бесплатно.
Одним из основных преимуществ этой системы является возможность заблаговременно проверить наличие свободных мест и решить, где выгоднее оставить автомобиль. Для этого необходимо установить приложение на смартфон. Чем не вариант решения проблемы? Я думаю, это вполне оптимальный вариант, который предотвратит транспортный коллапс в Астане.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что для решения проблемы парковок в нашей столице можно прибегнуть как к дорогостоящим и наукоёмким методам, так и не совсем дорогим современным технологиям упорядочения транспортной системы города. В любом случае эту проблему нужно решать. Ведь не за горами 2017-й – год всемирной выставки ЭКСПО в Астане. Если государство заинтересовано в прибыльном эффекте от этого мероприятия, то наряду с другими проблемными вопросами городской инфраструктуры необходимо решить проблему парковок. Азиатские игры 2011 года в Алматы и Астане хоть и стали триумфом наших спортсменов, но оказались провальными в плане привлечения иностранных туристов. Поэтому надеюсь, что организаторы «ЭКСПО-2017» не станут наступать на одни и те же грабли и сделают всё возможное для комфортного пребывания туристов в нашей столице.
Турсунбек ОМУРЗАКОВ, депутат мажилиса
-
1🛍Сельскохозяйственная ярмарка пройдёт в Астане в выходные
- 6277
- 2
- 7
-
2❗️Топ-10 советов от Forte: как защитить себя от мошенников
- 3150
- 2
- 8
-
3🇰🇳 Ещё одна страна ввела безвизовый режим для Казахстана
- 3195
- 2
- 122
-
4❓ Как будут работать детские сады, школы и вузы в Астане во время приезда Путина
- 2764
- 9
- 86
-
5🚗 ДТП или приезжие: кто создаёт пробки в Алматы и Астане и что с этим делать
- 2815
- 3
- 8
-
6🏢 Возврат активов: офисы и бизнес в Астане и Алматы не смогли продать на торгах с первого раза
- 2498
- 0
- 5
-
7✈️ Какие авиамаршруты субсидируют в 2025 году в Казахстане
- 2464
- 1
- 7
-
8🚛🚚 Перевозчики спорят с Минтрансом из-за штрафов за перегруз
- 2606
- 1
- 5
-
9❗️ Напала на заведующую из-за отказа в больничном: какое наказание ждёт жительницу Жетысу
- 2606
- 0
- 30
-
10➕ Врачи рассказали о состоянии пострадавших при столкновении автобуса и тепловоза в Алматы
- 2533
- 0
- 19