Казахстан стал первой страной на постсоветском пространстве, где "Кодекс профессиональной этики на финансовом рынке" был разработан и принят самими участниками финансового рынка. Об этом сообщили в Ассоциации финансистов Казахстана.

В введении к нему говорится: "Учитывая социальную значимость добросовестного поведения как ключевого элемента доверия, пристальное внимание к качеству финансовых услуг, назрела необходимость инициативы финансового сообщества по актуализации норм профессиональной этики на финансовом рынке".

Комментируя введение кодекса, председатель совета АФК Елена Бахмутова отметила:

"Кодекс имеет рекомендательный характер, однако приверженность системе ценностей кодекса будет способствовать укреплению доверия клиентов, работников, партнёров, регулятора и общества в целом".

В АФК пояснили, что "прямых санкций для нарушителей кодекса не предусмотрено". Игроки финрынка ещё при разработке кодекса приняли взвешенное решение, по словам специалистов АФК, взяв на себя ответственность его исполнять.

Финансовые организации – члены АФК приняли на себя обязательства следовать семи основным принципам кодекса в своей деятельности.

Эти принципы:

  • честность и беспристрастность;
  • справедливость;
  • прозрачность;
  • клиентоориентированность;
  • компетентность и профессионализм;
  • ответственность;
  • сотрудничество.

При этом такой принцип как "честность и беспристрастность" включает:

  • недопущение введения в заблуждение партнёров, инвесторов, потребителей, регулятора и других организаций;
  • недопущение необоснованных предложений и заверений;
  • недопущение неправомерного использования конфиденциальной информации;
  • недопущение манипулирования ценами или объёмами сделок с целью введения в заблуждение участников рынка.

Принцип "прозрачность" означает, в том числе, "наличие понятных и доступных потребителям информации, правил предоставления финансовых услуг, правил и размера взимаемого вознаграждения и дополнительных издержек".

Статистика по жалобам граждан в Нацбанк РК говорит о том, что наибольшее количество обращений приходится на действия банков. Самая свежая статистика на сайте Нацбанка дана за декабрь 2018 года. Тогда было рассмотрено 1439 обращений, из них наибольшее количество обращений пришлось на действия банков – 1143 или 79,4% от общего количества обращений.

Топ-5 поводов для жалоб в банковском секторе были:

  • реструктуризация задолженности;
  • рефинансирование задолженности;
  • изменение валюты займа;
  • проверка правильности расчёта (размера ежемесячного платежа, задолженности, пени, вознаграждения, ГЭСВ);
  • обращение взыскания в бесспорном (безакцептном) порядке на деньги, находящиеся на счетах в других банках.

Принцип "справедливость" подразумевает также "равное отношение к правам акционеров, инвесторов и потребителей и уважительное отношение к потребителям.

Международная практика говорит о том, что соблюдение этических норм позволяет повысить доверие к отрасли, профессии и каждому отдельному участнику процесса. На повторение подобного опыта в Казахстане надеются и в АФК.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter