Большинство детей с инвалидностью в Казахстане не получают качественного инклюзивного образования, говорится в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch.

Доклад основан на 150 интервью с детьми и молодыми людьми с инвалидностью, их родителями и активистами, защищающими права инвалидов в Алматы, Астане, Костанае, Кызылорде, Шымкенте и Талдыкоргане. Исследователи посетили несколько инклюзивных школ, встречались и вели переписку с представителями Министерства труда и социальной защиты населения, Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и акимата Алматы.

Авторы доклада пришли к выводу, что система образования в Казахстане сегрегирует и изолирует детей с инвалидностью. Даже в том случае, когда ребёнок с инвалидностью может учится в общеобразовательной школе по месту жительства, многие дети обучаются в отдельных классах с другими детьми с инвалидностью.

Дети учатся в спецшколах, зачастую вдали от дома. Многие находятся на домашнем обучении, при котором учитель, в лучшем случае, приходит на несколько часов в неделю. В закрытых психоневрологических учреждениях интернатного типа дети вообще не получают никакого или почти никакого образования.

"Дети с инвалидностью имеют право на качественное инклюзивное образование и на обеспечение им разумного приспособления, способствующего их обучению наравне с другими. Но в Казахстане многие дети с инвалидностью остаются на обочине системы образования и общества в целом", – говорит старший исследователь Human Rights Watch по Центральной Азии Мира Ритман.

Одним из основных препятствий для инклюзивного образования в Казахстане, по мнению авторов доклада, являются так называемые психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), в состав которых входят врачи и специалисты в области образования.

ПМПК после обследования выдают заключение о том, в какой школе может учиться ребёнок. Формально, заключение ПМПК – это рекомендация, но родители сообщают, что на практике без такой рекомендации в школу не принимают. Некоторые родители добавляли, что обследования были поспешными, враждебными и поверхностными.

Сами дети во время интервью рассказали об изоляции, которую они испытывают, из-за того что не могут посещать школу.

Human Rights Watch напоминает, что в 2015 году Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов, которая гарантирует право на качественное инклюзивное образование. К 2019 году Правительство обязалось сделать 70% общеобразовательных школ инклюзивными.

В декабре 2018-го исследователи посетили несколько таких школ в Алматы. Оказалось, что даже в них дети с инвалидностью могут сталкиваться с отсутствием физической доступности, и адаптированных учебных материалов, нехваткой ассистентов. При этом в докладе сообщается, что дети с инвалидностью в казахстанских инклюзивных школах получают образование не выше основного среднего.

"Правительство Казахстана должно обеспечить включение детей с инвалидностью в общеобразовательные школы и оказание им поддержки, которая позволила бы таким детям успешно учиться наравне с другими, – говорит Мира Ритман. – Хорошим началом могло бы стать реформирование системы ПМПК, чтобы эти консультации помогали ребёнку попасть в общеобразовательную школу, а не отрезали ему туда доступ".

Полный доклад Human Rights Watch об образование для детей с инвалидностью в Казахстане опубликован здесь. С его упрощённой версией (с картинками) можно ознакомиться здесь.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter