Прямой эфир Новости спорта

Храните деньги в разной валюте. Но с оглядкой на патриотизм

В канун годовщины «корректировки курса тенге» 2014 года в Казахстане всё отчётливее ощущается напряжённое ожидание. Председателю Национального банка задают вопросы в лоб: так будет девальвация или нет? Но пока Кайрат КЕЛИМБЕТОВ хранит молчание, его экс-советник разработал систему дедолларизации и плавной девальвации.

В канун годовщины «корректировки курса тенге» 2014 года в Казахстане всё отчётливее ощущается напряжённое ожидание. Председателю Национального банка задают вопросы в лоб: так будет девальвация или нет? Но пока Кайрат КЕЛИМБЕТОВ хранит молчание, его экс-советник разработал систему дедолларизации и плавной девальвации.

На прошлой неделе директор Центра макроэкономических исследованийОлжас Худайбергенов собрал пресс-конференцию, сообщив о ряде мер, способных удержать отечественную экономику от крутого пике. Экономист видит, как минимум, четыре сценария выхода из ситуации «падающий рубль, дешевеющая нефть». Предложены следующие варианты: искусственное поддержание курса тенге в нынешнем состоянии за счёт Нацбанка, возврат соотношения тенге к рублю на прежнем уровне 5 к 1, очередная девальвация тенге на 20%. Четвёртый сценарий включает в себя 19 пунктов, и с ним Худайбергенов обратился в уполномоченные органы.

– Я веду переговоры с разными госорганами, но, к сожалению, не могу озвучить их реакцию, чтобы морально их к чему-то обязывать. Пусть сами скажут, если вдруг предложенную меру реализуют. Но сейчас всё, что я делаю – это моя личная инициатива, – отметил эксперт.

Одну из таких антикризисных мер – внутреннюю дедолларизацию Худайбергенов предлагает проводить с помощью гарантии от Нацбанка на курсовую разницу по депозитам в тенге, размещённым на срок более одного года. При условии, если в течение года тенге ослабится более чем на 6%. Сегодня 95% депозитов долларовые, и если государство гарантирует компенсацию потерь в случае девальвации, почему бы не перевести их в тенге? А если к курсовой гарантии депозитам в тенге прибавят ещё и максимальную ставку вознаграждения, то долларовые вклады потеряют свою привлекательность, считает Худайбергенов.

При этом экономист отмечает: кредиты в долларах можно оставить, но только для тех, кто имеет поступления в валюте, например, представители крупного бизнеса, совместных предприятий. Например, нацхолдинг «КазАгро» погасил заём от Королевского Банка Шотландии на сумму 100 млн долларов США. Денежные средства привлекали для пополнения оборотного капитала холдинга, для финансирования АПК страны и оздоровления субъектов отрасли.

Между тем старшее поколение отечественных экономистов считает, что в ситуации с дедолларизацией можно столкнуться с определённой несознательностью граждан.

– Внутренняя дедолларизация, в первую очередь, упирается в тех, кто своё будущее не связывает с Казахстаном. Таких людей много, они предпочитают вести бизнес и покупать недвижимость за границей, поэтому им постоянно нужны доллары. Понятно, что эту тенденцию породило недоверие к национальной валюте. А откуда ему взяться, если с 1993 года тенге потерял 2 тыс. процентов своей покупательной способности? – задаётся вопросом директор филиала Института экономики МОН РК Жангельды Шимшиков.

Эксперт разделяет идею, предложенную Худайбергеновым, – вернуть утраченное доверие к нацвалюте может гарантия курсовой разницы. Например, в Китае юань называют «народными деньгами» и доллары покупают только при выезде за пределы страны. И то, что сейчас высокого доверия удостоились доллар и евро, а не тенге, ещё больше раскачивает эту финансовую лодку, считает Шимшиков. Немалую лепту в этот процесс вносят банки, которые перестали выдавать кредиты в тенге.

– Это ненормально и противоправно, у нас один закон противоречит другому! В Гражданском кодексе сказано: на территории Казахстана должна действовать только национальная валюта, а у нас банки не только сейчас – все 23 года независимости выдают кредиты в долларах, – возмущается, в свою очередь, директор Института системных исследований казахстанского общества университета «Туран» Тохтар Есиркепов. – Более того, откройте закон о банках и банковской деятельности, статья 7, пункт 3: госорганы и их представители не имеют права вмешиваться в деятельность банка! Он сам определяет свои взаимоотношения со своими клиентами, с другими банками и, следовательно, самостоятельно определяет валюту для своих операций. А как же Гражданский кодекс? Это же экономическая конституция страны!

Но вернёмся к главному вопросу сегодняшнего дня: чего ждать в феврале? Ситуация ухудшается в связи с тем, что нынешний кризис больше продиктован не циклическими экономическими закономерностями, а политическими факторами, заявляют эксперты. Как будет развиваться ситуация дальше, специалисты не берутся делать прогнозы, а деньги по-прежнему советуют держать в разных валютах. Но с оглядкой на патриотизм.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров