Прямой эфир Новости спорта

«Если я стану чемпионкой мира и мне дадут премию 2 млн тенге, – раздам миллион бедным!»

13-летняя Жансая Абдумалик добилась самого значимого достижения в карьере. Четырёхкратная чемпионка мира среди юниоров стала серебряным призёром молодёжного первенства планеты среди шахматисток не старше 20 лет. Последний раз более высокий результат в казахстанских шахматах у мужчин был зафиксирован 15 лет назад. У девушек – тридцать. Отец и тренер Жансаи Данияр АШИРОВ рассказал «Мегаполису» о том, как ведут себя родители на детских стартах, на каких условиях готов договориться со спонсорами, и кому Жансая может раздать миллион тенге.

13-летняя Жансая Абдумалик добилась самого значимого достижения в карьере. Четырёхкратная чемпионка мира среди юниоров стала серебряным призёром молодёжного первенства планеты среди шахматисток не старше 20 лет. Последний раз более высокий результат в казахстанских шахматах у мужчин был зафиксирован 15 лет назад. У девушек – тридцать. Отец и тренер Жансаи Данияр АШИРОВ рассказал «Мегаполису» о том, как ведут себя родители на детских стартах, на каких условиях готов договориться со спонсорами, и кому Жансая может раздать миллион тенге.

«ЖАНСАЯ УХОДИТ ИЗ ДЕТСКИХ ШАХМАТ»

– Летом вы сказали, что задача Жансаи на турнире – побороться за медаль. Вы в это верили?

– В принципе на этот чемпионат мира я не ставил перед дочерью такой цели. Когда играли в детских чемпионатах, то задача была одна – «золото». В этот раз мы решили психологически разгрузить Жансаю. Я ей сказал: «Играй каждую партию спокойно, в своё удовольствие». И она заиграла очень легко, раскрепощённо!

– Год назад на таком же молодёжном чемпионате мира Жансая стала 25-й. Вы чувствовали, что тогда это был её потолок возможностей?

– Я – нет. Но критиковали Жансаю сильно. Многие говорили, что это провал. Некоторые люди даже писали примерно следующее: «Жансая потеряла 19 пунктов рейтинга, и это катастрофа!» То, что речь шла о 12-летнем ребёнке, в расчёт, естественно, не бралось. На прошлогоднем чемпионате мира до 20 лет Жансая увидела, какой высокий уровень игры у девушек, и после призналась, что думала, будет так же легко, как на детских чемпионатах. Сразу появилась новая цель – больше работать, чтобы реабилитироваться на следующем чемпионате. А ещё тот турнир показал, что нам нужно было срочно прекращать выступления в детских шахматах. Если хочешь быстрее вырасти – нужно больше играть в сильных турнирах, то есть среди взрослых, желательно среди мужчин. Я никому ещё не говорил, но сейчас заявляю официально: мы уходим из детских шахмат. Всё. Жансая больше не будет играть в чемпионатах мира от 8 до 18 лет.

– Чем вам так не нравятся детские шахматы?

– На детских турнирах игрок и мыслит по-детски. А во взрослых больше теории, борьбы. И шахматист быстрее закаляется, набирается опыта.

АВТОГРАФ ИЗ МАШИНЫ

– Если сравнить прошлогодний чемпионат мира до 20 лет и нынешний, то вы почувствовали, как изменилась ваша дочь?

– Я это вижу и чувствую. Во-первых, она обогнала меня и маму в росте (задорный смех). А во-вторых, рост её шахматного мастерства видят и ощущают её тренеры: грузинский гроссмейстер Давид Арутюнян, который готовил её к партиям на прошедшем чемпионате мира, и топ-тренер Владимир Чучелов, с которым Жансая провела сбор непосредственно перед началом чемпионата. На церемонии закрытия чемпионата многие тренеры, судьи, игроки подходили и, не сдерживая эмоций, говорили: «Какая она молодец! В 13 лет так бороться с опытными и «матёрыми» в хорошем смысле этого слова девушками».

– 15-летняя россиянка Горячкина, ставшая чемпионкой мира, опытная и «матёрая»?

– Я уверен, что она не испытывает никаких затруднений в финансировании. Её календарь заранее расписан. Она спокойно играет, а учебно-тренировочный процесс распланирован. Когда спортсмену не приходится думать о деньгах и он сосредоточен на работе – это счастье. К примеру, за прошлый год Горячкина сыграла 15 турниров! У Жансаи их было всего 7, а нужно минимум 10–12. И нам следует признать, что, к глубокому сожалению, российские специалисты в шахматах сильнее казахстанских. Самое главное, что, сыграв с ней, Жансая сказала: «Дайте мне время. Хотя бы год». И так же она говорила в 2012-м, после 25-го места.

– Вы как-то говорили, что у Жансаи есть завистники. Ваша дочь это чувствует?

– Они есть у всех успешных людей. Я и Алма (мама Жансаи. – Авт.) стараемся её от этого оградить, при ней о таких вещах не говорим. Помогает и то, что Жансая обычно не читает, что про неё пишут. Её хвалят – она спокойна, а если критикуют, то это её только «затачивает» на успех. Вообще многие думают, что пиар дочери необходим. Но это не так. Иногда мы, родители, сами заставляем её общаться с журналистами. Это нужно, на мой взгляд, не только для Жансаи, но и для популяризации шахмат в стране – чтобы люди видели, как при трудолюбии ребёнка можно добиться успеха.

– У Жансаи автографы просят?

– Да. Самый смешной случай произошёл в Астане. Сидим в машине, ждём, когда загорится зелёный. Тут из соседнего авто выпрыгивает парень, стучится в окно и говорит: «Жансая, дай, пожалуйста, автограф!»

– Какой самый памятный подарок вы дарили Жансае?

– Она давно хотела айфон. И когда мы его подарили – счастья было до небес. Но потом это стало мешать её занятиям шахматами. Она сыграет партию – и сразу за телефон. Так что перед чемпионатом мира мы временно айфон у неё экспроприировали. Помогло!

ХАРАКТЕР, СПОНСОРЫ, ВОПРОСЫ

– Какую черту в характере дочери вы оставили бы неизменной?

– Я хочу, чтобы Жансая оставалась такой же доброй и отзывчивой девочкой. Ей было семь лет, когда она сказала: «Я обязательно стану чемпионкой мира, и когда мне дадут денежный приз, я раздам миллион тенге бедным!»

– Многие улыбались на пресс-конференции, когда на вопрос: «Кем планируете стать?» Жансая ответила: «Депутатом».

– Понимаете, для неё это не цель обогащения. Она с самого раннего детства всегда хотела помогать людям. От неё не отстаёт и её младший брат Жангир. Ему было 4 года, и он спрашивал: «Папа, а почему люди по помойкам лазают?»

– Что вы ответили?

– Учились, говорю, плохо. Будете всё делать вовремя, всё у вас будет хорошо. А что ещё в такой ситуации скажешь?

– Как-то в неофициальной беседе вы признались, что готовы заключить соглашение с потенциальным спонсором на весьма оригинальных условиях. Можете их огласить?

– У меня возникало желание заключить договор со спонсорами на три года-пять лет с условием: если Жансая не станет чемпионкой мира среди женщин, я отдаю им квартиру.

ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ

– Шахматы – вид спорта с виду мирный. В нём вообще бывают конфликты во время игры?

– Иногда. Был случай на детском чемпионате Азии в 2008 году. Девочки играли в зале, при закрытых дверях. При выходе из зала натянули верёвочное ограждение. Жансая вышла умыться, а когда возвращалась в зал, я через ограждение передал ей бутылочку воды. И тут с криком подбегает отец соперницы Жансаи из ОАЭ, хватает дочь за руку и начинает истерично орать. Я вмешался и оторвал его от дочки. Выбежали из зала судьи, и началось разбирательство. После того, как все успокоились, судья из Азербайджана сказал мне: «Вы должны его понять. Ему за победу дочери на чемпионате Азии дадут 100 тысяч долларов. А вам вряд ли». Чувствуете разницу?

– Бывает так, что юные таланты получают интересные предложения из-за рубежа. Были у Жансаи такие предложения?

– Были. Её приглашала Сингапурская академия шахмат. Там Жансая провела полтора года. Кстати, после недавнего чемпионата мира к нам подошли турки и предложили Жансае играть в турецкой лиге.

– О как!

– Нужно понимать, что ей предлагают не смену гражданства, а обычную работу. Это как в футболе – берут легионеров из других стран.

– Примете это предложение? И вообще: сильные ли в Турции шахматы?

– Над предложением подумаем. А о том, на каком уровне находятся шахматы в Турции, говорит один факт. В городе Коджаэли, где и проходил чемпионат мира, проживает 1 млн человек. Из них зарегистрировано 40 тысяч шахматистов. Каждый двадцать пятый! Сейчас в Турции к шахматам отношение особое – турки понимают, что дети, которые занимаются этим видом спорта, – будущее страны.

– Я бы поспорил насчёт «будущего».

– Не буду спорить, но для меня польза от игры в шахматы очевидна. В шахматы играли два моих деда, отец, я и все мои дети. Это единственный вид спорта, который феноменально развивает память. Достигнув даже второго разряда, ребёнку будет проще учиться в школе, он будет легче и намного быстрее своих сверстников запоминать любой школьный материал. Ещё один плюс, что ребёнок занят полезным делом, а не слоняется по улицам. К тому же шахматы великолепно развивают мышление и логику, способность анализировать и быстро принимать правильные решения, что здорово помогает в дальнейшей жизни.

– Принято считать, что шахматист – ботаник, не занимающийся спортом.

– Это стереотипы. Чтобы мозг мог выдерживать такие нагрузки, которые выпадают шахматистам, нужно обязательно заниматься спортом. Когда Жансая тренировалась в Сингапуре, она занималась шахматами по 6 часов в день и после этого ходила на плавание. Плавала 2 часа без перерыва. Даже был случай, когда к супруге подходили тренеры из сборной Сингапура и спрашивали: «На какие турниры вы её готовите? Хотите, чтобы дочь приняла участие в нашем чемпионате?»

«ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ДЕТЕЙ ПОДДЕРЖИВАЛИ»

– Вы, как и всякий отец, наверное, хвалите своего ребёнка, считая её лучшей. Вам не обидно, что порой Жансая не получает той поддержки, которой достойна?

– Я считаю, детей нужно хвалить своевременно и заслуженно. Это придаёт им силы. А насчёт поддержки… диву даёшься, когда видишь, как другие страны вкладывают деньги даже в тех детей, которых мы называем «туристами», которые приезжают на турниры посмотреть достопримечательности. И очень хотелось бы, чтобы в нашей стране по-настоящему талантливые дети были достойны той поддержки, которая соизмерима с их талантом. Ведь у нас есть для этого возможности.

– Каким образом Жансая может заиграть ещё лучше?

– Чтобы добиться чего-то большего, серьёзных высот, Жансае важно не останавливаться на достигнутом. Перед первенством мира Жансая прошла два учебно-тренировочных сбора, на которых с ней работал известный тренер Владимир Чучелов. Его учениками являются два самых перспективных шахматиста мира – итальянец Фабиано Каруана и голландец Аниш Гири. Чучелов готов работать с Жансаёй, видя в ней огромный потенциал. Но его услуги стоят немалых денег, примерно 30–35 тысяч евро в год. Понимаю, что такую сумму будет найти непросто. Но, занимаясь с таким профессиональным тренером, Жансая может попасть в мировую элиту гораздо быстрее.

– Вы часто заявляете, что Жансая может стать чемпионкой мира среди женщин. Вы в это действительно верите?

– Мы часто говорили, что это наша цель. Но я действительно верю, что это ей по силам. Почему? Это у Жансаи в мозгу или в сердце и это там давно. И ещё это желание стать первой я вижу у неё в глазах, когда они «загораются» во время тренировок или игры. Перед этим чемпионатом мира до 20 лет практически никто не верил, что она сможет побороться за медали. И то, что она сделала, лучше всех понимают шахматисты. Дармен Садвакасов, выигравший 15 лет назад «золото» аналогичного чемпионата мира, в одной из соцсетей написал: «Это мегарезультат, отражающий высочайший потенциал».

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров